СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (обзор)
Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения “возвращенной литературы”;, “литература письменного стола”;, произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.
Если в период оттепели
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм
Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох. “В постмодернистскую эпоху, – пишет В. Пелевин в романе “Числа”;, – главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью”;. Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,
А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма. В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода:
- Конец 60-х – 70-е г. – (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е – 80-е г. – самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е.
- Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.) Конец 80-х – 90-е г. – период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: “Пушкинский Дом”; А. Битова, “Москва – Петушки”; Вен. Ерофеева, “Школа для дураков”; Саши Соколова, “Кысь”; Т. Толстой, “Попугайчик”;, “Русская красавица”; В. Ерофеева, “Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину”; Ев.
Попова, “Голубое сало”;, “Лед”;, “Путь Бро”; В. Сорокина, “Омон Ра”;, “Жизнь насекомых”;, “Чапаев и Пустота”;, “Generation Р”; (“Поколение П”;) В. Пелевина, “Бесконечный тупик”; Д. Галковского, “Искренний художник”;, “Глокая Куздра”;, “Я – не я”; А. Слаповского, “Коронация”; Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева “Прокляты и убиты”;, Е. Носова “Тепа”;, “Покормите птиц”;, “Сронилось колечко”;,
В. Белова “Душа бессмертна”;, В. Распутина “В больнице”;, “Изба”;, Ф. Искандера “Сандро из Чегема”;, Б. Екимова “Пиночет”;, А. Кима “Отец-Лeс”;, С. Каледина “Стройбат”;, Г. Владимова “Генерал и его армия”;, О. Ермакова “Знак зверя”;, А. Проханова “Дерево в центре Кабула”;, “Чеченский блюз”;, “Идущие в ночи”;, “Господин Гексоген”; и др.
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, – опреде – ленная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу литературное направление со своими стилевыми и жанровыми предпочтениями. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.
В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть “Время ночь”; Л. Петрушевской, романы “Андеграунд, или Герой нашего времени”; В. Маканина, рассказы С. Довлатова, “Псалом”; Ф. Горенщтейна, “Стрекоза, увеличенная до размеров собаки”; О. Славниковой, сборник рассказов “Прусская невеста”; Ю. Буйды, повести “Воскобоев и Елизавета”;, “Поворот реки”;, роман “Закрытая книга”; А. Дмитриева, романы “Линии судьбы, или сундучок Милашевича”; М. Харитонова, “Клетка”; и “Диверсант”; А. Азольского, “Медея и ее дети”; и “Казус Кукоцкого”; Л. Улицкой, “Недвижимость”; и “Хуррамабад”; А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.
- Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.) Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.) Военная тема (В.
- Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.) Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.) Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.) Расцвет детектива (А.
- Маринина, II. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)