СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (обзор)

Современная литература очень разнообразна: это не только соз­даваемые сегодня книги, но и произведения “возвращенной лите­ратуры”;, “литература письменного стола”;, произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи­тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите­ратурные премии.

Если в период оттепели

и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных на­правлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер­низм возник на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру­шение любых мифологий.

Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер­низм

возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Постмодерни­сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда­ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли­тературных эпох. “В постмодернистскую эпоху, – пишет В. Пелевин в романе “Числа”;, – главным становится не потребле­ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью”;. Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,

А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван­гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про­явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз­ма в русской литературе условно можно выделить три периода:

      Конец 60-х – 70-е г. – (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не­красов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е – 80-е г. – самоутверждение постмодернизма через под­полье, осознание мира как текста (Е.
      Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.) Конец 80-х – 90-е г. – период легализации (Т. Киби­ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: “Пушкинский Дом”; А. Битова, “Москва – Петушки”; Вен. Ерофее­ва, “Школа для дураков”; Саши Соколова, “Кысь”; Т. Толстой, “Попугайчик”;, “Русская красавица”; В. Ерофеева, “Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину”; Ев.

Попова, “Голубое сало”;, “Лед”;, “Путь Бро”; В. Сорокина, “Омон Ра”;, “Жизнь насекомых”;, “Чапаев и Пустота”;, “Generation Р”; (“Поколение П”;) В. Пелевина, “Бесконечный тупик”; Д. Галковского, “Искренний художник”;, “Глокая Куздра”;, “Я – не я”; А. Слаповского, “Коронация”; Б. Акунина и др.

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура­лизма. Это произведения В. Астафьева “Прокляты и убиты”;, Е. Носова “Тепа”;, “Покормите птиц”;, “Сронилось колечко”;,

В. Белова “Душа бессмертна”;, В. Распутина “В больнице”;, “Изба”;, Ф. Искандера “Сандро из Чегема”;, Б. Екимова “Пиночет”;, А. Кима “Отец-Лeс”;, С. Каледина “Стройбат”;, Г. Владимова “Генерал и его армия”;, О. Ермакова “Знак зверя”;, А. Проханова “Дерево в центре Кабула”;, “Чеченский блюз”;, “Идущие в ночи”;, “Господин Гексоген”; и др.

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв­ление, которое получило определение постреализма. В основе по­стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, – опреде – ленная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли­тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред­почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек­тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.

В первых произведениях постреализма от­мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс­лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас­сказы, повесть “Время ночь”; Л. Петрушевской, романы “Андеграунд, или Герой нашего времени”; В. Маканина, рассказы С. Довлатова, “Псалом”; Ф. Горенщтейна, “Стрекоза, увеличенная до размеров со­баки”; О. Славниковой, сборник рассказов “Прусская невеста”; Ю. Буйды, повести “Воскобоев и Елизавета”;, “Поворот реки”;, роман “Закрытая книга”; А. Дмитриева, романы “Линии судьбы, или сун­дучок Милашевича”; М. Харитонова, “Клетка”; и “Диверсант”; А. Азольского, “Медея и ее дети”; и “Казус Кукоцкого”; Л. Улицкой, “Недвижимость”; и “Хуррамабад”; А. Волоса.

Кроме того, в современной русской литературе создаются произ­ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.

      Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.) Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.) Военная тема (В.
      Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.) Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.) Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.) Расцвет детектива (А.
      Маринина, II. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (обзор)