Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”

Анализируя творческое наследие М. Ю. Лермонтова – поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. При этом, как справедливо указывает Белинский, следует учесть, что “мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову”.
Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н. М. Карамзина

(“Рыцарь нашего времени”), В. Ф. Одоевского (“Странный человек”), К. Ф. Рылеев (“Чудак”) и многих других писателей. Подробное изображение “лишнего человека” мы видим в романе Пушкина “Евгений Онегин”. Однако именно в произведениях М. Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности.
Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении “Дума” и романе “Герой нашего времени”.
Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: “Нужны горькие лекарства, едкие истины”, в “Думе” Лермонтов
обнажает трагические противоречия поколения, “дремлющего в бездействии” (Белинский), выносит ему объективный и суровый приговор:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина.
В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. “Мы иссушили ум наукою бесплодной…”, – горько восклицает лирический герой “думы”. Отсюда – и “мозаичность”, фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность “философствований” Вернера, и трагедия Вулича.
Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений – любви и дружбы:
“И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе кокой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что “из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства”. Поэтому герой “смеется над всем на свете, особенно над чувствами”, и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу.
Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо – циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление “играть со смертью”.
С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в “Думе”:
“И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный ребяческий разврат,
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад”.
Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в “Думе” ритм и стиль стихотворного повествования.
Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально – философского направленность стихотворения.
Аналогичную роль в романе “Герой нашего времени” играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: “Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста.
Так, в “Думе” мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. А в “Герое нашего времени” используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя.
Итак, стихотворение “Дума” и роман “Герой нашего времени” объединены общей нравственно – философской и социально – политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени.
Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: “Герой нашего времени” – это грустная дума о нашем времени…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”