Образы стариков Базаровых
Образы стариков Базаровых – людей простых, наивно-старомодных, доживающих свой век в “стареньком и тепленьком” домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына, которому – по их убеждению – суждена великая будущность. В нем вся их жизнь, вся их гордость.
Но Базаров не любит “нежностей”, и они стыдливо прячут перед ним свои чувства, свою трепетную заботливость о нем.
Как живой встает перед нами Василий Иванович Базаров, “высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом”, с трубкой
Он старается “не отстать от века”, быть тем “мыслящим человеком”, для которого “нет захолустья”. Ему
В частных письмах и в заметке “По поводу “Отцов и детей” Тургенев защищал свое “любимое детище” – Базарова, который был в его понимании честным, правдивым, демократом до мозга костей, “провозвестником, крупной фигурой, одаренной известным обаянием, не лишенной некоторого ареола”.
Это социальные романы, предшественниками которых в русской литературе были ” Евгений Онегин ” Пушкина, ” Герой нашего времени ” Лергдонтова, “Кто виноват?” Герцена. Стремясь запечатлеть в художественной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев приурочивает действие своих романов к точно обозначенному времени. Так, действие романа “Накануне” начинается летом 1853 г., “Отцов и детей” – 20 мая 1859 г., “Дыма” – 10 августа 1862 г.
Основу тургеневских романов составляет идейная борьба, столкновение людей с различными, часто непримиримо враждебными взглядами. Конфликтом, положенным в основу романа ” Отцы и дети “, и является не борьба людей разных возрастов, разных поколений, а борьба нового со старым, “схватки” демократа-разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Центральными героями романа являются поэтому Базаров, олицетворяющий собой русскую “новь”, как ее себе представлял Тургенев, и старая, барская Россия, представленная “феодалами” Кирсановыми, скучающей “герцогиней” Одинцовой, сановным “тузом” Колязиным, суетливым “деспотом” губернатором “Бурдалу”.