Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”?

В романе “Отцы и дети” Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия?

Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность,

погруженность в собственные переживания (например, Федор Лаврецкий из романа “Дворянское гнездо”, Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа “Накануне”),
В “Отцах и детях” писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа – описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея – изображение “нового человека”, как Тургенев видел и понимал его.
По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает
идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признает и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова.

Именно такой подход к “новому человеку” делает роман “Отцы и дети” чрезвычайно интересным.
Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признает в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и ее традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашел среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.
В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой “лекарского сына” и искренне считает, что Базаров – “один из самых замечательных людей” (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело – борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело – любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житье-бытье в родовом имении.

К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.
Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим “нигилистам” – к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: “Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..” (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят “нигилистов” Ситникова и Кукшину.
Если Базарова Тургенев изображает в романе серьезно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: “Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились.

А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты” (X).
Чтобы показать свое отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц – Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова – молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тетке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение.

Кукшина тоже самостоятельна, так как “разъехалась” (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта “передовая”, по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Ее имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) – Патфайндером (Следопытом из одноименного романа Ф. Купера), детей у нее нет, о ее бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведет беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.
Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по ее приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрепанные волосы хозяйки, ее неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с легкостью судит обо всем, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках.

Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задает вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям – Аркадию и Базарову – она вышла в “простом утреннем платье” (XV), которое было ей к лицу, и во все время визита “оставалась совершенно спокойной” (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: “Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая” (XV).
Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет ее из пестрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может “блеснуть” только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.
Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. “Трудно передать словами, какою перепелкою влетел в комнату молодой прогрессист” (XIX), – язвительно замечает Тургенев.

Именно Ситников, как никто другой, похож на “шута горохового” и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой – XII), и заискивающим поведением.
Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивленно-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает ее. Для Ситникова нигилизм – мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец – известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: “Я – ученик Базарова.

Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг…словно прозрел! “Вот, – подумал я, – наконец я нашел человека!”” (XII).
Кукшина и Ситников – пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм – способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук – нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство – бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, “гроша медного не стоит” (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, свое абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI).

Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для нее даже Жорж Санд – “отсталая женщина и больше ничего!” (XIII). Однако Базаров – хороший лекарь, серьезно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком.

Из последней главы-эпилога читатель узнает, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, “якшаясь” с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, “толчется” в Петербурге, продолжая “дело” Базарова. Оба карикатурных “нигилиста” пытаются прикрыть свою никчемность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.
Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьезность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. “Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела” (X), – говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намеков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой.

В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.
Последняя картина романа – могила Базарова, куда приходят только старые родители, – подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни “преданные ученики”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”?