Женские образы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Тургенев-художник по праву считается знатоком женской природы, поэтом женщин. “Что нам особенно нравится в Тургеневе, – это, так сказать экономия в красках: у него женский образ, большей частью, только набрасывается, редко отделывается; но, несмотря на это, в изображении читателя он всегда вырастает до истинно-художественной законченности”, – писал Де-Пуле в 1915 году.
Эта законченность-воздушность свойственна почти всем героиням Тургенева. В романе “Отцы и дети” к этому свойству писателя добавляется его юмор, иронический

взгляд на женщину, доходящий порой до язвительной сатиры.
Вот Фенечка, простодушная и непосредственная молодая женщина, “неблагородного происхождения”, которую приблизил к себе Николай Петрович. Фенечка добра, наивна, бескорыстна. Однако она честна, открыта, религиозна, у нее свои понятия о порядочности.

Она искренне и глубоко любит Николая Петровича, души не чает в маленьком Мите. Вот почему преследования Базарова и подозрения Павла Петровича в неверности глубоко оскорбляют ее. Для Фенечки самым главным в жизни является ее семья – в финале романа она становится женой Николая Петровича.
Другой

женский образ в романе – Евдоксия Кукшина. Это молодая женщина, считающая себя сторонницей Базарова, “провинциальная нигилистка”. Она необычайно начитанна, находится в курсе всех последних статей, идей, теорий, литературных произведений.

В разговоре с Базаровым и Аркадием она упоминает имена Либиха, Жорж Санд, Эмерсона.
Однако все убеждения героини поверхностны. Она просто-напросто поддерживает имидж “передовой женщины”, в действительности таковой не являясь. И Тургенев намекает на это в описании интерьера гостиной Кукшиной: “Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную.

Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”.
Поэтому в описании Кукшиной звучит откровенная авторская сатира, все поведение ее кажется неестественным, деланным, производит неприятное впечатление. “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь?

Чего ты пружишься?”… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко… все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно”.
Нарочитая развязность и неловкость манер Кукшиной свидетельствуют о ее неуверенности, зажатости, закомплексованности и о постоянном стремлении преодолеть собственные комплексы. Думается, именно об этом хочет сказать Тургенев, описывая ее манеры, то, как она говорит и двигается. “И у ней, как у Ситникова, – замечает писатель, – вечно скребло на душе”.
Однако автор нисколько не сочувствует этой героине. Наоборот, Тургенев всячески подчеркивает какую-то нелепость внешнего облика Кукшиной, ее неряшливость, неопрятность, внешнюю непривлекательность. Мы видим Кукшину “растрепанной”, в “не совсем опрятном платье”, у нее – “сиплый голос”, на балу она появляется “безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах”.

Смысл этих портретов очень глубок. Столь явная авторская неприязнь, вероятно, связана с представлениями Тургенева о предназначении женщины, о ее внутреннем облике. Любимые героини писателя – Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – сродни пушкинской Татьяне. Как замечает Г. Б. Курляндская, они “отличаются романтическими порывами, идеальностью мечты, которая связана у них с чистотою нравственного чувства”, сами “общественно-нравственные искания” героинь Тургенева неразрывно связаны с их чувствами.

Любовь здесь не противостоит духовным запросам, а выступает заодно с ними.
Ничего подобного мы не находим в Кукшиной. Эта героиня “прозаична”, ей не свойствен какой-либо романтизм, у нее нет никакой мечты. Любовь, бессознательное стремление к счастью – все это ей не свойственно.

Со своим мужем Кук-шина, видимо, рассталась. Писатель как будто лишает героиню данного аспекта личности (основного для женщины, по мысли Тургенева). И это “обезличивание” оборачивается карикатурностью общественно-нравственных устремлений.
Наиболее значительный женский образ в романе – это образ Анны Сергеевны Одинцовой. Одинцова – молодая женщина лет двадцати восьми, богатая помещица, безвыездно живущая в своем имении. Она умна, рассудительна, уверена в себе.

Величавое спокойствие Одинцовой, ее чувство собственного достоинства, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности.
“Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой.

Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”.
Судьба этой женщины была нелегкой. Отцом ее был Сергей Николаевич Локтев, карточный шулер, известный в свете аферист. Получив блестящее воспитание в Петербурге, она после смерти отца вынуждена была переехать в деревню. На руках у Анны осталась сестра – двенадцатилетняя Катя.

Однако молодая девушка не растерялась: выписав к себе тетку, княжну Авдотью Степановну, она стала заниматься воспитанием сестры. Вскоре Анна Сергеевна случайно встретилась с Одинцовым, богатым человеком, слывшим чудаком, однако не злым и не глупым. Одинцов сделал ей предложение, и она согласилась.

Но через шесть лет он умер, и Анна Сергеевна стала вдовой.
В губернии Одинцову не слишком жаловали: там постоянно ходили слухи и толки по поводу ее брака, по поводу дел отца. Однако сплетни эти не трогали Анну Сергеевну. Жизнь ее шла все так же спокойно и размеренно, все тем же заведенным порядком.
Тот же стройный порядок был заведен и в ее доме. Все в течение дня – завтрак, обед и ужин, занятия музыкой, отдых – совершалось в определенное время. Анна Сергеевна не любила никаких изменений и нововведений. “Как по рельсам катишься”, – заметил Базаров, гостя у Одинцовой.
Тот же порядок, размеренность царят и в мыслях героини, в ее душевной жизни. Более всего на свете она ценит собственное спокойствие. Ум ее, глубокий и пытливый, требует себе новой пищи, и она с удовольствием общается с Базаровым.

Одинцовой интересно поговорить с человеком, который “имеет смелость все отрицать”. Она чувствует в нем сильную, яркую, незаурядную личность, и это притягивает ее. Кроме того, как и любой женщине, Анне Сергеевне приятно осознавать производимое ею впечатление.

Но это – все, что она чувствует к Базарову. Именно поэтому она и отвергает его любовь.
Основные черты характера Одинцовой – это сила, уверенность и любовь к покою, стабильности и комфорту. Флегматичность проявляется в манерах Анны Сергеевны, в плавности и естественности ее движений, в вежливом участии ее разговора. И Тургенев изображает эти черты несколько иронично. Любовь Базарова не смогла “потрясти” это “спокойствие”, не смогла вывести ее из привычного равновесия чувств и мыслей.

В этом отношении Анна Сергеевна является женщиной духовно ограниченной, ограниченной теми рамками, в которых она держит свою жизнь, свои чувства и эмоции. Она достаточно консервативна. Базарова же невозможно ограничить какими бы то ни было рамками. Его пылкое признание, сильная и тяжелая страсть, “похожая на злобу”, – все это пугает Одинцову. “…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше”, – думает она.

Похоже, что Анна Сергеевна вообще не нуждается в любви. Чувство Базарова для нее – “пустота или… безобразие”. Впоследствии она удачно выходит замуж “не по любви, а по убеждению”.
Если Анна Сергеевна, безусловно, личность неординарная, в, чем-то достойная любви Базарова, то ее сестра Катя, напротив, обыкновенная, посредственная барышня, ничем не выделяющаяся среди юных особ дворянского круга. Катя была воспитана сестрой, бывшей, вероятно, излишне строгой с ней, поэтому девушка недоверчива и немного диковата. Однако в ней есть какая-то особая чистота и неиспорченность. Именно эти черты в ней подмечает Базаров.

При всем том Катя далеко не наивна, в ней есть и самостоятельность, и практический ум, и властность. Как заметил Базаров, она и “за себя постоит”, и мужа “в руки заберет”.
Итак, героини романа представляют собой типы, несколько отличные от прежних “тургеневских барышень”. Однако в одном автор не изменяет себе: все женские образы в “Отцах и детях” выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по-своему неповторим, жизненно верен и притягателен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Женские образы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”