ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (вариант 4)

Роман “Отцы и дети” писался на стыке
двух эпох, и в нем отражены основные идеи
дворян и разночинцев-демократов и разде-
ляющие их противоречия. Главный герой ро-
мана – Базаров – представляет собой новое
поколение демократов, которые впоследст-
вии должны стать революционерами. Сам
Тургенев говорит, что под демократами на-
до понимать революционеров. В самом деле,
многие взгляды Базарова указывают на его
революционную сущность. И хотя в романе
его активная деятельность как революционе-
ра не

показана, сам герой в спорах с Павлом
Петровичем замечает: “Нас не так мало, как вы
полагаете” и: “От копеечной свечки… Москва
сгорела”.
Образ Базарова наиболее полно раскры-
вается в его взаимоотношениях с другими ге-
роями романа. Тургенев рисует сливки выс-
шего общества – семью потомственных дво-
рян-аристократов Кирсановых – и противо-
поставляет их взгляды взглядам и убежде-
ниям Евгения Базарова. Даже при первом
знакомстве бросаются в глаза различия меж-
ду этими людьми. Одежда, внешний вид,
манеры, речь выдают в Павле Петровиче
аристократа-англомана.
Его взгляды и убеж-
дения соответствуют взглядам всего дворян-
ства в целом. Он подсознательно боится Ба-
зарова, видит в нем разрушителя нравствен-
ных устоев теперешнего общества. На каких
же позициях стоит Базаров? Он считает себя
нигилистом, следовательно, человеком, отри-
цающим все, в первую очередь старый поря-
док, старые авторитеты и принципы. “В тепе-
решнее время полезнее всего отрицание – мы
отрицаем”, – говорит Базаров. Он утверж-
дает, что старый мир, а вместе с ним и его
представители, дворяне, изжили себя, поэто-
му им требуется замена, а эту замену надо
начинать с полного разрушения: “сперва на-
до место очистить”. Здесь в идеологии База-
рова намечается важный пробел. Что будет
после того, как все разрушится? На этот во-
прос у Базарова нет конкретного ответа, бу-
дущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому на-
роду, мужикам. Он сожалеет о его невежест-
ве, темноте, отсталости и ищет способы, как
можно помочь простым людям. Для начала, он
считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний,
его позиция – это позиция теоретика. Несо-
вершенство общества и общественные болезни
он объясняет характером самого общества.
“Мы приблизительно знаем, отчего происхо-
дят телесные недуги; а нравственные болез-
ни происходят от дурного воспитания, от вся-
ких пустяков, которыми сызмала набивают
людские головы, от безобразного состояния
общества… – говорит Базаров. – Исправьте
общество, и болезней не будет”. Что касает-
ся воспитания, о котором здесь говорит тур-
геневский герой, то воспитывать, на его
взгляд, каждый должен сам себя, так, как он
и поступает. Тургенев не показывает, как и
под влиянием чего происходило воспитание
Базарова^ но в романе он представлен как че-
ловек сильной воли, умный и деятельный.
Даже в имении Кирсановых он не сидит на
месте, проводит физические и химические
опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были за-
тронуты вопросы, касающиеся литературы,
поэзии и искусства в целом. Базаров полага-
ет, что искусство ничего не значит и ничего
не дает человеку, скорее приводит к бес-
плодным мечтаниям.
Природа для Базарова только “мастер-
ская”, и он считает, что “человек в ней работ-
ник”. Нигилизм Базарова базировался не на
пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном
уповала на естественнонаучную и практичес-
кую деятельность, полагая, что лишь точные
знания и практические действия помогут в
переустройстве мира. Далеко не все в эту эпо-
ху понимали истинный преобразующий смысл
искусства.
Как и во многих других произведениях,
Тургенев проводит испытание героя любо-
вью. Здесь характер Базарова предстает еще
с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы
привыкли считать героя романа человеком
с холодным рассудком, которому чужды вся-
кие чувства, в том числе и любовь. Это под-
тверждает его высказывание о женщинах
как о существах довольно глупых. Одинцова
была женщиной умной, красивой, но эгоис-
тичной и холодной. Любовь к ней не принес-
ла Базарову счастья.
Остаток жизни Базаров провел в имении
своих родителей. Тургенев описывает роди-
телей Базарова как чутких, добрых, глубоко
любящих своего сына и трагически пережи-
вающих его смерть. На примере семьи База-
ровых Тургенев также показал конфликт
поколений. Суть его в том, что Базаров, не-
смотря на то что любит своих родителей,
идет по другой дороге, не той, которая была
у старшего поколения. Родителям, прожив-
шим другую жизнь, трудно понять своего
сына. Но сын не может жить так, как жили
его родители. Базаров одинок в своей семье.
И не только в семье. Он вынужден расстать-
ся и со своими учениками. Аркадий женит-
ся и отходит от взглядов своего учителя.
Ситников и Кукшина не столько последова-
тели демократов, сколько спутники, каждой
новой идеи.
И вот уже в конце концов Базаров горько
говорит о том, что он не нужен своей родине.
Базаров – самый яркий из героев рома-
на “Отцы и дети”. Это сильный, смелый, му-
жественный человек, но человек будущей
России. Настоящее общество не готово при-
нять этого человека. Даже Аркадий предпо-
читает демократическим взглядам Базарова
тихую жизнь отцовского поколения. Но фи-
зическая смерть не означает смерть духов-
ную. Дело Базарова продолжат те, кто при-
дет следом за ним.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (вариант 4)