Сочинение: Женские образы в “Отцы и дети”
Несколько иначе выглядят женские образы в романе “Отцы и дети”. Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы по-прежнему присутствуют на страницах романа – это прежде всего Фенечка и Катя Одинцова. Но они – на периферии повествования.
На первом же плане, конечно, Одинцова. Она непохожа на героинь предшествующих тургеневских романов прежде всего своей опытностью. Одинцова лишена ореола чистоты и невинности, это взрослая, страстная женщина. Но в
В ней нет той самоотверженности, что подкупала нас в образах Елены Стаховой или Лизы Калитиной, она, даже полюбив, остается достаточно рассудочной и спрашивает себя, куда это может завести. Главное для Одинцовой все-таки ее личная свобода и спокойствие, поэтому и на страстный порыв Базарова она, при всей своей симпатии к нему, отвечает отказом. Кроме того, Одинцова просто испугалась Базарова, его безудержной, почти звериной силы, необузданности его натуры. И здесь симпатии автора и читателя явно не на стороне Одинцовой.
Впервые любовь как проверочная ситуация использована Тургеневым не только в отношения мужчин, но и в отношении женщины, и Одинцова это испытание любовью не выдержала.
Но, разумеется, и мужчины в романе испытываются прежде всего любовной ситуацией, в которой полнее всего проявляется их характер. Для Николая Петровича характерна любовь нежная, тонкая, с налетом идилличности. В любви он полностью проявляет свою нежную, деликатную душу и этим завоевывает симпатии читателей. Любовь Павла Петровича – всепоглощающая страсть, которая оказывается бесплодной, но тем не менее заслуживающей уважения.
Любовь Аркадия похожа на любовь его отца, и в ней Аркадий предстает тоже очень симпатичным человеком, освободившимся от внешнего налета нигилистического цинизма. Особо следует сказать о любви Базарова. В ней проходит проверку как его жизненная философия, так и его натура. С одной стороны, Базаров в этой ситуации терпит поражение.
Вернее, оказываются полностью дискредитированными его взгляды. Ведь первоначально Базаров подходит к любви чисто прагматически, утилитарно, даже физиологически: “Нравится тебе женщина – старайся, добиться толку…” Возвышенную любовь, родство душ, непреодолимую страсть и т.п. он считает “романтизмом” и “вздором” и полагает, что такая любовь – искусственное изобретение людей праздных и развращенных. Но оказывается, что такая любовь – не фикция.
Она неожиданно настигает Базарова, которому сначала не было никакого дела до душевных качеств Одинцовой, а нравилось лишь ее роскошное тело. Базаров “с отвращением ощущал романтика в самом себе”, и жизнь его оказалась изломана этой любовью, этим “вздором”, точно так же, как жизнь Павла Петровича, над которым Базаров самоуверенно насмехался. С этой точки зрения Базаров терпит в романе чувствительное поражение. Но с точки зрения глубинных основ натуры его поведение вызывает безусловное уважение.
Несчастная любовь выявляет в Базарове духовное мужество, самодисциплину, самолюбие, силу характера. Он не раскис и не распустился, продолжая через силу работать и всеми силами не позволяя превратить свою жизнь в трагедию. Двойственность, с которой Базаров проявляет себя в любви, отражает двойственность авторской оценки этого характера.
И еще на одном женском образе тургеневского романа следует остановиться. Это – Кукшина, один из первых образов “нигилистки”, “эмансипированной женщины”. К этому типу Тургенев относится беспощадно сатирически.
Кукшина неумна, пошла, манерна, усвоила лишь поверхностную сторону вопроса о женской эмансипации, утратила собственно женственность, ничего не приобретя взамен. Под пером Тургенева тип “нигилистки” вызывает уничтожающий смех. Отметим, что этим образом Тургенев начал целую традицию: в таком же ключе будут изображать “эмансипированную женщину” Лесков, Гончаров, Достоевский и другие.