Базаров и Аркадий: сравнительная характеристика (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
В романе “Отцы и дети” Тургенев ставит проблемы разного характера: любви и понимания, разногласия поколений отцов и детей…
Затрагивает он и тему дружбы истинной и мнимой. Так, другом главного героя, Базарова, уже с первых страниц произведения считается Аркадий Кирсанов. Но уже в начале мы понимаем, что они разные люди.
Каков же Аркадий по своему характеру?
По своим взглядам на жизнь Аркадий относится к лагерю “отцов”. Правда, он искренне увлекается теориями Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же “правоверного”,
Аркадий обнажает свое идейное родство с отцами. Он то и дело защищает их: пытается убедить Базарова, что Павел Петрович – “золотой человек”. Он упрекает Базарова в том, что тот резко обошелся с Павлом Петровичем и оскорбил его: “Он глубоко несчастен, презирать его грешно”. Наконец, Аркадий совсем освобождается из-под чуждого ему влияния Базарова и находит свое душевное успокоение с младшей сестрой Одинцовой.
Отдельными тонкими штрихами Тургенев раскрывает процесс “перевоспитания”
Таков Аркадий.
Базаров же – совершенно противоположная ему по характеру личность. Этот человек принадлежит лагерю “детей”, и не по возрасту, а по своим идейным убеждениям. Базаров – сильный человек, имеющий определенный кодекс чести, морали и принципов, отстаивать которые он готов, несмотря ни на что.
Этот герой привык преодолевать трудности, возникающие у него на пути, и руководствоваться лишь своими идеями.
В отличии от Аркадия, который, попав под влияние Базарова, начал увлекаться нигилизмом, главный герой искренне убежден в правильности своих взглядов. В споре с “отцами” (Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми) Базаров не позволяет им убедить себя в правильности их убеждений. Он, по своему характеру, не может принять “чужую правду”, пусть она даже и будет частично верна.
Выбрав однажды свой жизненный путь, Базаров следует ему до конца.
Как видим, Аркадий и Базаров – это совершенно разные люди. Аркадий умеет идти на уступки, приспосабливаться, подстраиваться и, в конечном счете, он устраивает свою судьбу. Базаров же из-за своих жизненных принципов подвергается душевным терзаниям.
Но это было неизбежно.
Основа острого конфликта, выявление основных противоречий между Аркадием и Базаровым раскрывается в их диалоге. “Ваш брат – дворянин, – говорит Базаров Аркадию, – дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уже воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим”.
Неслучайно это место в романе привлекает внимание исследователей творчества Тургенева (например, Бродского). Некоторые критики считали, что сцена “прощания Базарова и Аркадия – это исторически точное воспроизведение разговоров двух общественных классов накануне “крестьянской реформы”.
Действительно, как могут быть друзьями люди разных классов? Базаров, наделенный более сильным характером, постоянно подавлял Аркадия. Он относился к нему снисходительно, покровительственно: “Ах, да! Птенец этот.
Нет, ты его не трогай. Он теперь в палки попал”, – говорит главный герой о своем мнимом друге.
Почему так? Возможно, потому, что Базаров видит лишь внешнюю оболочку человека и плохо разбирается в тонкостях души. Вспомним, ведь он экспериментатор, человек, отрицающие все “нематериальное”, духовное.
Потому Базаров и считает Аркадия просто более молодым, еще наивным и простодушным человеком. Но мы-то теперь понимаем, что он совсем другой.
Итак, перед нами два совершенно разных типа героя. Евгений Васильевич Базаров – целеустремленный, принципиальный, никогда “не сознающий своих позиций” человек, с одной стороны. И Аркадий Кирсанов, не умеющий отстоять свою точку зрения (да у него ее и нет), слабый, влекомый, с другой.
Тургенев специально сталкивает этих двух героев, возводит их в “ранг друзей”, чтобы еще резче подчеркнуть эти различия между ними, различия не только отдельных личностей, но и двух поколений – “отцов” и “детей”.