Женские образы в произведениях И. С. Тургенева

И. С. Тургенев – непревзойденный мастер по созданию женских образов. Глубоко в мое сердце вошли Елена Стахова (“Накануне”), Ася (“Ася”), Лиза Калитина (“Дворянское гнездо”). Запомнились и женские образы Одинцовой из романа “Отцы и дети”.
Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого

и богатого человека не по любви, а по расчету.

Овдовев, сделалась видной помещицей.
Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей – вот особенности Анны Сергеевны и образа ее жизни к моменту знакомства с Базаровым. Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. “Часа три с лишним длилась беседа”. Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность

Базаровым.

Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой. В Никольском “царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных”. Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову.

Он “поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала”. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло ее. Она как будто хотела его испытать и себя “изведать”. Интерес к чему-то новому в ее чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову.

Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров “сердил и оскорблял ее вкус, ее изящные привычки”. Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарем, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну.

Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь. Но жилось ей легко, а “сквознячков” (жизненных испытаний) она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признается ей в любви.

Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. “Нет, не решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете.” Базаров же был человеком чужого и чуждого ее мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с ее вкусами, привычками и взглядами.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня теплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна – “кругленькая, низенькая старушка” с “пухлыми ручками”, набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Все это рисует образ “настоящей русской дворяночки прежнего времени”, которой следовало бы жить “лет за двести, в старомосковские времена”. Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.
Совсем противоречивые чувства испытываю к “нигилистке” Кукшиной, которая пошло подражает “новым людям”. Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение. Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая “нигилистка” усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях.

Она – пародия на нигилистов.
Также мне запомнились Фенечка и Катя. Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой.

Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.
Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своем романе “Отцы и дети”, у каждого из которых есть своя индивидуальность и свое мировоззрение, что и привлекает читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Женские образы в произведениях И. С. Тургенева