Образ Петра Первого в романе А. Н. Толстого
Образ Петра Первого. Проблема русского национального характера. Особенность создания образа Петра в романе А.Н.
Толстого состоит в том, что писатель показывает своего героя не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает сам процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.
Расскажите о раннем детстве и юности Петра. Для чего Толстой делает героя свидетелем расправы стрельцов с его близкими? Как зарождается ненависть Петра к патриархальной старине? Какими столкновениями отмечен этот этап
Какую роль сыграла встреча с Лефортом, с простыми людьми?
Как укрепляется в сознании Петра мысль о необходимости преобразований? Проанализируйте сцену посещения Архангельска (кн. 1, гл.
5, подгл. 15), обратите внимание на внутренний монолог Петра, осознание им своей ответственности за судьбу страны. Сравните два заседания боярской думы: до азовского похода (кн.
1, гл. 5, подгл. 20) и после него (кн.
1, гл. 7, подгл. 1), сделайте вывод об изменении характера Петра.
Почему именно Петр, а не Софья или Голицын, стал реформатором России? Сравните портреты Петра и Голицына, поведение героев
4, подгл. 3 и кн. 2, гл.
4, подгл. 3), их отношение к поражению (кн. 1, гл.
3, подгл. 1 и кн. 1, гл. 7, подгл.
1; кн. 2, гл. 4, подгл. 3).
Какие художественные средства способствуют созданию контраста? В чем смысл противопоставления Петру Карла XII и Августа VI?
Покажите, как чувство боли за нищету и отсталость страны привело Петра к осуществлению преобразований в экономике и военном деле, к борьбе с невежеством, к развитию культуры, науки, искусства. Какие трудности приходится преодолевать Петру в его стремлении к изменению жизни России? Какую роль играет изображение героя в постоянном преодолении сопротивления, в конфликтах?
Расскажите об отношении Петра к людям дела, людям талантливым.
Докажите на примере конкретных эпизодов, что А. Толстой не просто передает движение характера, но и показывает разные стороны личности героя, его сложность и противоречивость (например, крестный ход в Успенском соборе – кн. 1, гл. 4, подгл. 2; приезд в Паншино – кн.
1, гл. 6, начиная с письма Стрешнева; заседание боярской думы – кн. 1, гл. 7, подгл.
1; конец первой книги – подавление стрелецкого мятежа; Петр у курфюрстин – кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова – кн.
2, гл. 1, подгл. 10, Петр под Нарвой – кн. 2, гл.
4, подгл. 3; кн. 3, гл. 4, подгл.
1; Петр в землянке – кн. 3. гл. 2, подгл.
5). Обратите внимание на эволюцию портрета Петра, особенности его речи, роль приема “внутреннего жеста” в раскрытии психологии героя (речь идет о передаче внутреннего состояния через внешнее проявление, через движение, через жест; поэтому большую роль играют в отмеченных отрывках глаголы, обозначающие движение). Важно также, в чьем восприятии показан Петр в той или иной сцене. Это помогает показать отношение к герою разных людей: бояр, матери, Софьи, Меншикова, Бровкина, иностранцев и т. д.