Первая публикация стихотворения “Пир Петра Первого”
Стихотворение “Пир Петра Первого” было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала “Современник”. Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к “Путешествию в Арзрум”, которое публиковалось вслед за “Пиром”, развивая и конкретизируя идею стихотворения. Стоит напомнить, что в указе от 14 декабря 1835 года ничего не говорилось о декабристах, сосланных на Кавказ, в действующую армию Паскевича. В “Путешествии в Арзрум” Пушкин называл имена отличившихся в боях декабристов.
Публикация “Пира Петра
Острота создававшейся ситуации определялась еще и тем, что, печатая произведения, посвященные декабристам, требуя от царя примирения с ними, Пушкин не питал иллюзий – он уже понимал, что Николай I не может быть “пращуру подобен”. Публикация “Пира Петра Первого” преследовала и парадоксальную цель: воздействовать на читателя не текстом, а тем, что было заложено в образной системе стихотворения сверх текста,- вызовом монарху. Напечатанное стихотворение как бы
Так и произошло, как предполагал Пушкин,- Николай не примирился с декабристами.
Публикация же в “Современнике” создавала эффект бестекстового осуждения императора – нет у него петровской широты натуры и мудрости главы государства. Злобная мстительность руководит его действиями: одних декабристов он не отпускает с каторжных работ, других, добывающих славу России, по-прежнему держит под пулями… Лучших людей отечества император продолжает гнать, преследовать, унижать.
Публикация “Пира Петра Первого” весной 1836 года – важное событие в русской общественной жизни и в гражданской биографии Пушкина. Десять лет спустя после восстания декабристов Пушкин, печатая стихотворение, подчеркивал духовную близость с “товарищами и братьями”, подводил итог своих отношений с теми, кого правительство именовало государственными преступниками.
В этой связи следует рассматривать и попытки Пушкина получить разрешение на издание собственного журнала или альманаха. Так, в 1835 году он готовил к выпуску альманах, который программно и символически собирался назвать “Арпоп” (см. письмо Плетневу от 11 октября 1835 года).
Стихотворение оказывалось итогом и отношений с царем. Трагическая ситуация 1826 года обусловила возникновение доверия Пушкина к концепции просвещенного абсолютизма. Так появились “Стансы” и “Полтава”. В “Медном всаднике” Пушкин с позиций историзма смог объяснить сложность и противоречивость правления Петра Первого, рассчитаться со своими иллюзиями.
Поэма открыто корректировала “Полтаву”.
Последним звеном пушкинской эволюции стало стихотворение “Пир Петра Первого”. Отрицание эволюции ведет к навязыванию поэту идей, которые он преодолел. Факты и произведения Пушкина опровергают версию, что “Пир Петра Первого” “продолжает в этом отношении политическую линию, уже намеченную “Стансами” 1826), “Полтавой” (1828) и “Героем” (1830). “Пир Петра Первого” не продолжал, а отрицал политическую линию, занятую Пушкиным в “Стансах”.
Пушкин-мыслитель одержал новую победу, он обрел возможность решать острейшие политические проблемы с позиций историзма.