Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого
Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха волновала писателя более тридцати лет. “На Петра Первого я нацеливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане”.
Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только интересом к историческому прошлому России. Не случайно Толстой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т.е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток,
Сам А. Толстой не раз говорил о тесной связи работы над петровской темой и раздумий о современности: “Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского
Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе “День Петра” (1917) А. Толстой, следуя традиции символистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преобразований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из отрывков: “Лихое, невеселое житье было в Питербурхе.
Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах… На черном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… торчали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…
Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, – народ не знал”.
Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе “Петр Первый” (конец кн. 2- со слов “кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт”; кн. 3, гл. 2, подгл.
4 – со слов “желанное, возлюбленное здесь было место”). Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках (обратите особое внимание на эпитеты).
В пьесе “На дыбе” (1928), Петр, по собственному признанию автора, еще “сильно попахивал Мережковским”. Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе “Петр Первый”.
Одинок ли Петр в этом произведении? Докажите свою точку зрения.
Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлялся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вождя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ивана Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.
“Социальный заказ” на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с властью (например, повесть “Хлеб” (1937), где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого “Петр Первый” слепое следование официальной доктрине и воспринимать произведение как некую декорацию, где за “историческим антуражем” скрывается расстановка сил в сталинском окружении.
Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х – 30-х годах, что художественная концепция петровской эпохи складывалась в творчестве писателя на протяжении многих лет. “Петр Первый” – это не простая иллюстрация к конкретным политическим явлениям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, определенное им как “вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки”.