О Я. Брюсе из кн. “1000 занимательных сюжетов из русской истории” (Балязин)
18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.
Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом одно лишь слово: “Были”. Почему?
Да потому, что он был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учен потому, что давно уже
О Брюсе говорили: “Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько? А он взглянет – и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его, сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и это скажет.
Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд на не-беси!..”
О Брюсе говорили: “Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них разные делал, и даже живую воду…”
Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания – феномен
Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого Христиана Гюйгенса1 и “Фортификацию” Кугорна, трактаты по механике и многое иное. Он составил словари: русско-голландский и голландско-русский, написал первый русский учебник по геометрии и составил, как утверждали, знаменитый ” Брюсов календарь “, по которому можно было предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед.
Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.
Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.
А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым – последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой.
Он был дипломатом, подписавшим Ни-штадтский мир, которым закончилась великая Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.
В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и умер 19 апреля 1735 года.
- О Петре I из кн. “1000 занимательных сюжетов из русской истории” (Балязин) Разгром русской армии под Нарвой произошел 19 ноября 1700 года. В это время Петр находился в Новгороде и, узнав о том, что в руки шведов попала вся казна и вся артиллерия, тотчас же предпринял действия, чтобы пополнить казну и создать новую артиллерию. Рассказывают, что, когда Петр еще не знал, где взять ему медь для отливки […]...
- О Бородинской битве из кн. “1000 занимательных сюжетов из русской истории” К вечеру бой стал затихать. Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но все равно готовые к дальнейшей борьбе. Французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения. Кутузов сначала намерен был “заутра бой затеять новый и до конца стоять” и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но […]...
- Реферат на тему “Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы” “Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы” И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. В 80-е годы XIX века в многочисленных журналах с характерными названиями “Всякая всячина”, “Будильник”, “Осколки”, “Стрекоза” стали печататься короткие рассказы, скетчи, подписанные псевдонимами “Человек без селезенки”, “Брат моего брата”, “Антоша Чехонте”. В сценках из жизни, “маленьких драмах”, новеллах настойчиво звучала […]...
- Характер сюжетов в отдельных частях “Героя нашего времени” Стиль романа тоже вовсе не традиционен для повестей, действие которых происходит в романтической обстановке Кавказа: ни в одной из них, за исключением “Бэлы”, даже не действуют горцы. В “Тамани” приключение Печорина имеет, с точки зрения норм романтической, повести, сугубо прозаическую основу – случайную встречу и столкновение с “честными” контрабандистами; Вулич в “Фаталисте” погибает от руки […]...
- Н. Г. Чернышевский и его роль в истории русской литературы Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа. Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, […]...
- Драматические события русской истории в творчестве художника В. И. Сурикова Государственная Третьяковская галерея – крупнейший всемирно известнейший музей русского искусства. Это гордость Москвы. Это символ культурной жизни России. Эта галерея была основана во второй половине XIX века богатым московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он был прогрессивно мыслящим человеком и поставил себе цель – создать общедоступный музей национального искусства и не только радовать красотой зрителей, но […]...
- Совпадение сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Вот уже более чем сто лет пишут о совпадении сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки “Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе”. Опубликованная в 1840 году в “Пантеоне русского и всех европейских театров” с указанием: “писана в 1827 году”, комедия Квитки была разрешена к печати в 1828 году цензором С. Т. Аксаковым. Автор […]...
- Комедия Грибоедова “Горе отума” – знаковое произведение в истории русской литературе Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, […]...
- Сочинение Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема […]...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, […]...
- “Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова” М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах “Последний сын вольности”, в […]...
- Новаторство Гавриила Державина в истории русской поэзии В 1779 году читатели журнала “Санкт-Петербургский вестник” увидели в номере стихи неизвестного поэта. Стихи были напечатаны без подписи, назывались они “На смерть князя Мещерского”, а начинались так: Глагол времен! Металла звон! Твой странный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет – и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть […]...
- Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира до Гоголя и “натуральной школы”. Концептуальность мышления, стремление каждый факт осознать в контексте целой системы, следственно-причинной зависимости – одно из замечательнейших качеств критики Белинского. Белинский намеревался создать обобщающий труд с изложением своей эстетической и историко-литературной […]...
- Лишний человек в истории русской литературы В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, “тургеневский тип девушки” и т. д. Но самой известной и многочисленной группой героев являются, наверное, “лишние люди”. Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века. Кто же такой “лишний […]...
- Значение И. С. Тургенева в истории русской и мировой литературы Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном процессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как один из создателей классического романа. Типологическими особенностями его романов являются их общественная актуальность, детерминированность (обусловленность) героев важнейшими идейными движениями эпохи, умение уловить новые, нарождающиеся жизненные […]...
- Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами “пушкинского” […]...
- Мастерство писателя в изображении истории. (На примере произведений русской литературы XX века. – И. А. Бунин. “Деревня”, “Суходол”.) И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный […]...
- Поэма на один из сюжетов “Махабхараты” “Кирата и Арджуна” Во время пребывания братьев-пандавов в двенадцатилетнем лесном изгнании их общая жена Драупади однажды упрекнула старшего среди братьев – Юдхиштхиру в бездействии, нерешительности, потворстве обидчикам-кауравам и призвала немедленно на них напасть. С Драупади согласился второй брат – Бхима, однако Юдхиштхира отвергает их упреки и настаивает – во имя добродетели и верности данному слову – на соблюдении […]...
- “Горе от ума” первая в истории русской литературы реалистическая комедия Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и нет счастливой развязки, но и в том, что в “Горе от ума” несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта. “Горе от ума” – комедия с двумя сюжетными линиями, и […]...
- Сочинение на тему: Любовь на 1000 лет. По лирике Петрарки Как удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной сама по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос в историю и составлял эпоху. А людям, малым или большим, свойственно в чем-то ошибаться, в чем-то убеждаться. Только так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся большие дела. Наверное, по-иному не бывает. Ведь мир гармонии одновременно […]...
- “Проклятые” вопросы русской истории – революция и обновление (“Новое – это хорошо забытое старое”) По-моему, каждому человеку свойственно мечтать о жизни, лучше той, которую он имеет. Может быть, именно поэтому возникла пословица: “Всегда лучше там, где нас нет”. Но не только отдельный человек мечтает о личном счастье. Все человечество терзается извечной мечтой. Известная у большинства древних народов, она воплотилась в идее рая. И во все времена люди, сокрушая старую […]...
- Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького “Дело Артамоновых” Повесть “Дело Артамоновых” – это как бы история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Артамоновых как представителей класса, их от ношение к “делу”, опираясь на глубокое понимание сил, управляющих жизнью общества. Горького в сюжете повести интересовали не вопросы человеческой греховности, а безжалостное […]...
- Тема сочинения Торжество любви на 1000 лет. По трагедии “Ромео и Джульетта” От времени создания трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как ярчайшее событие в своей творческой жизни. “Ромео и Джульетта” (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает […]...
- Контрольная работа по истории “Что изучает история” 5 класс Контрольная работа по теме: “Что изучает история”. Вариант 1. Ф. И. __________________________________________ 1 задание Проверьте свое знание римских цифр, которыми обозначаются века. Напиши их значение справа арабскими цифрами: XV – VI – ______________ VIII – XVII-____________ X – IV – ____________ XIX – IX – ___________ XIV – XVI-_____________ Задание Напишите, к каким векам относятся […]...
- Классификация сюжетов Классификация сюжетов Здесь возможны разные основания, частично мы уже затрагивали эти вопросы. Кроме отмеченного, стоит выделить Хроникальные и Концентрические сюжеты. В основе Хроникальных сюжетов – отсутствие четкой причинно-следственной связи событий. Сюжет выстраивается по оси времени, как хроника (отсюда и название). Таковы летописи, повести о путешествиях, многие дневниковые формы. По хроникальному принципу строятся, например, “Одиссея” Гомера, […]...
- Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы […]...
- Каковы причины обращения М. Ю. Лермонтова к русской истории? (по стихотворению “Бородино” и поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”) Главной темой гражданской лирики Лермонтова было изображение современного поэту поколения как “потерянного поколения”, когда молодые люди увлечены мелкими житейскими заботами, довольствуются пустыми идеями. Наиболее ярко эту мысль поэт выразил в программном стихотворении “Дума” (1838): Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В […]...
- “Метаморфозы” Овидия – Каталог-перечисление мифологических сюжетов Нынче хочу рассказать про тела, превращенные в формы Новые. Боги, – ведь вы превращения эти вершили, – Дайте ж замыслу ход и мою от начала вселенной До наступивших времен непрерывную песнь доведите. Овидий “Метаморфозы”. Самым крупным произведением великого древнеримского поэта Овидия являются “Метаморфозы” (“Превращения”) – мифологическая поэма эпического характера, где в виде связного повествования объединены […]...
- Конспект урока по истории “Повторно-обобщающий урок по всемирной истории” 9 класс Предмет: Всемирная история Класс:9 Дата:29.10.2014 Цель урока: Систематизировать пройденный материал Задачи урока: Способствовать закреплению знаний учащихся по разделу Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни). Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества. МО: разноуровневые задания Ход урока Этап. Актуализация прежних знаний. Микроцель: Создать психологический и эмоциональный […]...
- Сочинение на тему: ВОЛНУЮЩАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ Откроем лишь одну страницу в истории российского флота. В тысяча девятьсот двадцать восьмом году итальянский генерал Нобиле, участвовавший в полете Амундсена к полюсу, решил повторить неудавшееся путешествие. В сопровождении видных ученых и помощников Нобиле вылетел на Север на дирижабле “Италия” собственной конструкции. Экспедиция была широко разрекламирована. Папа римский вручил Нобиле крест для водружения на Северном […]...
- Волнующая страница истории Откроем лишь одну страницу в истории российского флота. В тысяча девятьсот двадцать восьмом году итальянский генерал Нобиле, участвовавший в полете Амундсена к полюсу, решил повторить неудавшееся путешествие. В сопровождении видных ученых и помощников Нобиле вылетел на Север на дирижабле “Италия” собственной конструкции. Экспедиция была широко разрекламирована. Папа римский вручил Нобиле крест для водружения на Северном […]...
- Проблематика произведений русской литературы XIX века Начало XIX века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины. В 1812 году началась Отечественная война. Наполеон вступил в Россию как завоеватель, как захватчик. Война против него была для России в полном смысле борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы. “Каждая […]...
- Конспект урока по истории “Реформы Петра I” 7 класс Урок разработала учитель истории и обществознания Казанцева Л. Ф. МБОУ “Большеусинская СОШ” Тема урока ” Реформы Петра I “. Цели урока: Охарактеризовать государственные реформы Петра I. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления. Показать изменения, происшедшие в положении церкви и ее отношениях с государством. Задачи урока: 1. Показать, что оформление абсолютизма в […]...
- Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе Цели: Способствовать формированию представления о месте и значении 20 века в истории России; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания. Задачи: Развитие умений и навыков работы с различными […]...
- Жюль Верн эпоха в истории литературы Жюль Верн один из немногих крупных писателей XIX века, посвятивших свою деятельность юному поколению, он не только создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знания, но и прославился как основоположник реалистической научной фантастики. Жюль Верн (1828-1905) родился в городе Нанте, в семье адвоката. В 1847 году, после окончания лицея, юноша […]...
- СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, […]...
- ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА Рубеж Х1Х-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака […]...
- Тема истории в поэзии Пастернака Рубеж ХІХ-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но […]...
- Роль личности в истории Создавая роман, А. Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”. Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в […]...
- Живые голоса истории В последнее время я почти не смотрю телевизор. Неохота и нечего. Тем удивительнее, что анонс этой передачи все-таки настиг меня – и это показалось не случайным, а важным и значительным. Программа Алексея Пивоварова на НТВ, показанная 23 февраля, была посвящена одной из самых страшных по количеству потерь и самых незнаменитых битв Великой Отечественной – битве […]...