О поэзии В. А. Жуковского
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль», — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Жуковский оставался другом Пушкина всю жизнь, был его заступником перед царем, позднее — тяжело пережил трагическую гибель своего великого собрата по перу.
«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекала композиторов. К его поэзии обратился и П. И. Чайковский — дуэт Лизы и Полины в «Пиковой даме»
Уж вечер… Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает…
Во время войны 1812 года поэт вступил в народное ополчение. Широкую известность принесло ему патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов», где прославляются герои войны и любимая отчизна.
Уже будучи известным поэтом, Жуковский вступил в общество «Арзамас» и был его постоянным секретарем (составлял шутливые протоколы заседаний).
Но наибольшего расцвета творчество Жуковского достигло в первые два десятилетия XIX века. Свои литературные позиции он определил
Мне рок судил брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы природы, Дышать над сумраком дубравной тишинойИ, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
Лирический герой произведений Жуковского — человек глубоких чувств (чаще всего горестных), ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои мечты. Излюбленным лирическим жанром Жуковского становится элегия — жанр, наиболее точно отвечающий содержанию его поэзии.
В элегии «Теон и Эсхин» (1814) автор честно выразил свой взгляд на смысл человеческой жизни. В этом стихотворении противопоставляется жизнь двух друзей. Мятущийся в поисках счастья Эсхин покинул родные края:
Он долго по свету за счастьем бродил, Но счастье, как тень, убегало…
Разочарованный, уставший, возвратился Эсхин домой, так и не найдя счастья… Теон, «в желаниях скромный без пышных надежд», всю жизнь оставался при домашних пенатах (боги домашнего очага). Свое счастье он нашел в любви и спокойном созерцании жизни.
Смерть унесла любимую спутницу жизни Теона, но для его сердца прошедшее вечно. Раз полюбив, он никогда уже не будет одиноким. Теон живет надеждой на встречу с любимым человеком в потустороннем мире.
Жизнь человеческая, по его убеждению, лишь преддверие вечного счастья.
Жуковский нередко обращается в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда прекрасной. Поэт боготворит природу и считает, что нет таких слов, которыми можно было бы выразить все ее величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» он писал:
Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободойОна рассыпала повсюду красотуИ разновидности с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?
Значительное место в поэзии Жуковского занимает любовная лирика. Любовь в его понимании — прекрасное чувство, возвышающее человека. Но в стихах о любви звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями.
Под влиянием этого чувства Жуковский пишет цикл превосходных стихотворений. Одно из них — «К ней» — заканчивается словами:
Прелесть жизни твоей, Сей образ чистый, священный, — В сердце как тайну ношу. Я могу лишь любить, Сказать же, как ты любима, Может лишь вечность одна!
Мотивы «тайны» и «вечности» звучат у поэта и в стихах о любви.
Большую известность принесли Жуковскому его баллады: «Людмила», «Кассандра», «Светлана», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли» и др.
Высокое мастерство проявил он в переводе «Одиссеи» Гомера.
Для последнего периода творчества Жуковского характерно стремление к большим по объему, широким по охвату событий произведениям, отражающим жизнь разных народов в разные эпохи. Он перевел «Шильонского узника» — поэму Байрона, создал стихотворный перевод «Ундины» — старинной немецкой повести, пересказал в стихах индийскую повесть «Наль и Дамаянти», переложил на современный русский язык «Слово о полку Игореве».
Свыше 50-ти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое, место в истории русской поэзии. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».