Особое эстетическое переживание в элегиях Жуковского
Элегическое творчество Жуковского создало особый эстетический мир, главный отличительный признак которого – меланхолия. Меланхолия – это нравственно-эстетическое восприятие действительности, нравственно-эстетическая оценка. Меланхолия не отождествляется ни с красотой, ни с трагическим, ни с возвышенным, ни с романтическим – эстетическими категориями, к которым поэт весьма внимателен и чуток.
Меланхолия – особое эстетическое переживание, продиктованное нравственной позицией человека.
Жуковский давал неоднократно определения
И это чувство Жуковский связывал с детством человеческого рода. Античное миросозерцание наполняло жизнь “поэтическими созданиями”, человек чувствовал себя на “пиру жизни”, но он знал о неизбежности его конца и торжества фатума. “Все сокровища были на земле, все заключалось в земных радостях и все с ними исчезло” – так воспроизводил Жуковский сознание человека античного времени. Меланхолия, рожденная таким сознанием, – грустное чувство, вызванное пониманием изменчивости жизни, неверности житейских благ, “предчувствием утраты невозвратимой и неизбежной”.
На основе такого мироощущения, заключающего в себе единство наслаждения и мучения, радости и печали, поэт разрабатывает поэтический мотив “утешения в слезах”. Так и называется стихотворение 1817 г. (из Гете):
“Скажи, что так задумчив ты? Все весело вокруг; В твоих глазах печали след; Ты, верно, плакал, друг?” “О чем грущу, то в сердце мне Запало глубоко; А слезы… слезы в сладость нам; От них в душе легко”.
У Жуковского и близких ему поэтов – целая философия слез Слезы – свидетельство слабости человека, его отказа от гордыни самолюбия или они – результат раскаяния. Слезы – средство обновления души. Они – знак утраты желанного, принесенной человеком жертвы, а значит – приобретения им каких-то нравственных заслуг, за которые он может быть вознагражден счастьем. Поэтому слезы облегчают душу и вселяют в нее надежду.
Такова философия “сладких слез”. “Сладкие слезы” – типично меланхолическое переживание, ведущее человека к счастью.
В элегическом стихотворении “Теон и Эсхин” – этическая программа поэта, размышляющего о счастье человека. Автор убеждал в необходимости не внешней активности, а нравственной. Странствователю Эсхину был противопоставлен домосед Теон, нашедший истинный путь к счастью в нравственно чистом существовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждают автор и его любимый герой.
Звание человека – лучшее среди всех званий и санов: “При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою”. Гуманность Теона позволила ему пережить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии сознание.
Меланхолическое бытие в элегических стихах Жуковского – обычно вечернее, тихое, задумчивое. Переживание неустойчивости, изменчивости бытия и ожидание перемен проникает в его пейзажи и даже организует их композицию, как в элегиях “Вечер” и “Славянка”. Передается движение времени с конца дня к вечеру раннему и позднему, для поэта особенно знаменательны явления на небе, смена светил – солнца луной.
Образ задумчивой луны с зыбким бледным блеском, иллюзорным, призрачным, обманчивым, лишающим предметы реального мира своей достоверности,- неотъемлемая принадлежность элегического, меланхолического мира.
Меланхолией окрашено все эстетическое сознание поэта, весь строй его чувств. Все же было бы неверным сводить эстетический мир его стихов лишь к меланхолии, он богат и другими эстетическими переживаниями. В элегиях – чувство красоты, ведь в воспроизведении ее поэт видел цель искусства.
Красота, которую несут в себе стихи Жуковского, была связана с эстетическими традициями XVIII века, и вместе с тем у него обнаруживается и новое видение и чувствование прекрасного. Для него ориентиром в художественном творчестве, В постижении прекрасного служит вкус. Хороший вкус требует изображения “изящной природы”.
Жуковский изображает “приятную” природу: “Славянка тихая, сколь ток приятен твой”. И у него, особенно в первый период творчества, красота “милая” и “сладкая”. Но обычно “милой” п “сладкой” оказывается не та красота, которой обладает человек, и та, что ушла в воспоминания или мечты, красота не реальная, а духовная.
Жуковский различал два типа красоты: “блестящую красоту” солнечного яркого дня, пышного заката – внешнюю красоту – и красоту внутреннюю, без блеска и роскоши красок, но еще более проникновенную.