Рассказ Л. Улицкой “Народ избранный”
Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе “Народ избранный”, хотелось бы услышать ответ на вопрос:
– Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие
Первая учебная ситуация. Работа с заглавием
Учитель. Рассказ “Народ избранный” входит в сборник “Бедные родственники”, вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.
Сравните заглавия рассказов из этого сборника: “Счастливые”, “Бедные родственники”, “Бронька”, “Генеле-сумочница”, “Дочь Бухары”, “Лялин Дом“, “Гуля”, “Народ избранный”.
– Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите
Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
– Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
– Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.
– Какие люди названы автором “избранными”?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом – маргиналы.
– Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?
Народ отверженный.
– Почему же автор называет этих людей “избранными”?
Вторая учебная ситуация. Анализ текста
– Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая – Кати, третья – нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.
- РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. УЛИЦКОЙ “ДОЧЬ БУХАРЫ” Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и Послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная “архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и […]...
- “Освобожден народ, но счастлив ли народ?” по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Сочинение. “Народ освобожден, но счастлив ил народ?” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои- бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после […]...
- А. С. Пушкин. Моя эпитафия. Охарактеризуйте избранный поэтом жанр Охарактеризуйте избранный поэтом жанр. Эпитафия – произведение, созданное в форме надгробной надписи, которая выражает скорбные чувства об умершем человеке, краткую характеристику его достоинств. Однако эпитафия еще в эпоху своего зарождения в Древней Греции была близка к эпиграмме. По существу, перед нами автоэпиграмма добродушного, юмористического свойства. Как вы определите настроение автора этого стихотворения? Кажется ли вам, […]...
- Народ освобожден, но счастлив ли народ? Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои – бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея […]...
- “Народ освобожден, но счастлив ил народ?” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои – бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Власть и народ” Сочинение-рассуждение на тему “Власть и народ” Весь народ, все люди вместе создает наше государство. На первый взгляд может показаться, что все это проходит наоборот. То есть, какие-то властные люди, политические деятели создают государство, а уже вокруг него собираются люди. Они и создают народ. Но я считаю, что это ошибочное мнение. Народ не “подгоняется” под государство, […]...
- Рассуждение о силе духа по тексту Улицкой Ученикам о войне он рассказывал скупо (ЕГЭ по русскому) Сила духа состоит в умении не жаловаться. Эта черта характера, подразумевающая в человеке наличие внутренней энергии, способствующей преодолению жизненных преград. Данное качество рождает в людях упорство и несгибаемость. Именно благодаря силе духа человек обретает способность к решению всех проблем, подбрасываемых им судьбой. Подтверждением данного тезиса может стать произведение Л. Е. Улицкой. Главным персонажем рассказа преодолевается […]...
- “Пиковая Дама” Людмилы Улицкой: категории пространства – времени в произведении …Дело в том, что я всю жизнь настаиваю на том, что частная жизнь главнее, чем общественная. Л. Улицкая. Из интервью – Какая все это глупость… – Да нет, это жизнь. Л. Улицкая. ” Пиковая Дама“ Цель урока – на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно […]...
- Сочинение по роману Л. Е. Улицкой “Даниэль Штайн, переводчик” Роман (бессмертное произведение) Людмилы Улицкой “Даниэль Штайн, переводчик” был удостоен первой литературной премии России “Большая книга” за 2007 год. В книге мы можем наблюдать черты постреализма. Роман (бессмертное произведение) охватывает эпоху войны 1941-1945 годов и послевоенные десятилетия вплоть до наших дней. Писательнице удалось создать неповторимый “психологический эпос”. Книга Л. Улицкой о христианском священнике Даниэле Штайне […]...
- НАРОД И ВЛАСТЬ (трагедия А. С. Пушкина “Борис Годунов”) Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции пе- ред нами. предстает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кри- чащая. Но многие из этой толпы даже не знают, что происходит, зачем они сюда при- шли. Люди зовут Бориса на трон: “Будь наш отец, наш царь!” Но эти слова […]...
- Творчество Л. Е. Улицкой Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному направлению, хотя по проблематике она близка к так называемой “женской прозе”. Улицкую скорее можно назвать одним из наиболее традиционных авторов в современной русской беллетристике, хотя ей не чуждо и новаторство. К литературе Улицкая обратилась не сразу. Она закончила биологический факультет МГУ, затем работала в Институте генетики, занималась […]...
- Сочинение Что воспевает народ в героическом эпосе У каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях. Именно благодаря тому, что народ воспевал их из века в век, и дошли сведения о них до наших дней. А […]...
- Раскрытие проблемы “Вождь и народ” в поэме “Моисей” Поэма “Моисей” относится к наилучшим произведениям. Одна из главнейших тем поэмы – взаимоотношения предводителя и народных масс. Уже сорок лет пророк Моисей ведет свой народ к незримой цели – к обетованному краю. Люди, захваченные идеей, поверили Моисею, и пошли за ним. Но прошло много времени, и народ утратил веру. Все перестали ждать чуда и занялись […]...
- Сочинение на тему: “Народ, который не готов умирать за свободу, утрачивает ее” В мире существует множество мудрых высказываний, прислушиваться к которым – святая обязанность человека. Одним из таких высказыванию являются слова Моруа о том, что народ, который не готов умирать за свою свободу, в итоге потеряет ее. Невзирая на то, что слова эти очень часто понятны, все-таки порой встречаются люди, которые совсем не понимают их смысл. Думается, […]...
- Образ “вечной Сонечки” в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы “проскальзывать”. […]...
- Пока жив язык – жив народ (сочинение-рассуждение) С первых дней жизни человек начинает изучать свой родной язык. Это происходит незаметно. Ласковый говор матери, шепот отца над колыбелькой, бабушкины напевы и дедушкины истории постепенно знакомят ребенка с колоритом наречия, на котором он будет говорить всю жизнь. Его будут окружать люди, общающиеся на этом же языке. На нем он будет делиться секретами с мамой, […]...
- Почему рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” относят к романтической прозе? (ЕГЭ по русскому) Роль ключевого признака того, что используемый автором литературный метод относится к романтической манере передачи, отведена изображению человека, которому свойственно стремиться к свободе. Это, как правило, гордые люди, не признающие законов общества, и не желающие с ними мириться. Такие персонажи нам встречаются в произведениях, что входят в категорию раннего творчества А. М. Горького. Подобная линия просматривается […]...
- Народ в драме “Борис Годунов” А. С. Пушкин написал “Бориса Годунова” в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов “Истории Государства Российского” H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Роман (бессмертное произведение)ова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к […]...
- Рецензия на рассказ Пусть светит (Гайдар А. П.) Рассказ написан в 1933 году, ко дню пятнадцатилетия комсомола. Опубликован в журнале “Пионер” (1933, сентябрь, № 17-18 и октябрь, № 19). Отдельной книжкой рассказ вышел только после смерти писателя, в 1943 году, к 25-летию ВЛКСМ; второе издание-в 1946 году в серии “Книга за книгой”, и третье – в 1948 году, к 30-летию ВЛКСМ в серии […]...
- Сочинение Русский народ в сказе Лескова Левша Жизнь народа – это главная тема творчества Н. С. Лескова. В своих произведениях он не пытался учить народ жить. Автор просто проникался жизнью обычных людей. Героев своих рассказов не выдумывал, брал их из жизни: чудаки, добродушные люди, щедрые, безобидные. В таланте русских людей писатель видел чистоту и праведный путь своей страны и его народа. Вот […]...
- План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них […]...
- Народ в “Тихом Доне” Герои Шолохова – казаки-крестьяне. Мы их видим в повседневной обстановке трудовой жизни. Вся их жизнь проходит в нелегким труде. Вспомним “горбатую в работе” жизнь Ильиничны, беспокойного и хлопотливого Пантелея Прокофьевича. “Работящий паренек”,- с похвалой говорят о Григории Мелехове. “Работящую Наталью” быстро полюбили в семье Мелеховых. Аксинья редко сидит без дела. Она носит воду из Дона, […]...
- НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других областей жизни. Но выдающиеся личности не падают из неба, а воспитываются здесь, на Земле. А среди титанов XIX столетие фигура Льва Николаевича Толстого выделяется […]...
- Рассказ как эпический жанр Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает. А начинается развитие действия с […]...
- Народ и родина в лирике Н. А. Некрасова Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая -“страдания народа”, И что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. Некрасов. Элегия Безусловной заслугой Н. А. Некрасова можно считать истинную, глубокую народность его творчества, поразившую новизной и необычностью содержания его современников. Являясь преемником Пушкина и Лермонтова, Некрасов сумел по-своему, самобытно, но […]...
- План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир” Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление 1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- Народ и его судьба (Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) В творчестве Н. А. Некрасова центральное место занимает тема народа. В своих стихотворениях он рассказывает о судьбах русских крестьян, об их бедах и радостях, надеждах и разочарованиях. Особенно интересна в этом плане поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это масштабное, эпическое полотно народной жизни, с размышлениями о прошлом и настоящем русского крестьянства, с попытками […]...
- Народ и Родина в лирике Некрасова Демократическое движение в России в середине XIX века породило и “третьего”, после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы. Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые […]...
- Сочинение на тему: “Чем богат мой народ?” Лично для меня понятие Родины и народа едины и неразрывны. И если я говорю об богатстве своего народа, я сразу представляю себе живое море золотой пшеницы и необъятные поля своего Отечества, раскинувшиеся под голубым небом. Недаром же именно эти два цвета – голубой и желтый, стали цветами украинского государственного флага. Наша родная земля богата плодородными […]...
- Народ скажет, как завяжет То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре, украинских пословицах и поговорках. Очень точными выражениями наш народ умеет охарактеризовать целую гамму чувств, которые возникают в разных жизненных ситуациях, от общения с тем или иным человеком. Народная пословица говорит: “слова ласковые, а мысли лукавые”. Даже не нужно […]...
- Сочинение: Что происходит с человеком, который забывает свой народ Что же происходит с тем, кто забывает свой народ? То есть своих близких, родной язык, культуру, традиции? Я не осуждаю людей, просто считаю, что они много теряют. Связь с родными – это сильнейшие связи, они дарят человеку уважение к себе, внутренние силы и тепло любви. Часто тот, кто уехал за границу, быстро Забывает свою Родину. […]...
- Рецензия на рассказ Ивана Бунина “Качели” Рассказ “Качели” из сборника “Темные аллеи” датируется 10 апреля 1945 года. Этот сборник состоит из рассказов о любви, поэтому немудрено, что и в данном рассказе ведущей будет тема любви, любви по Бунину. В незамысловатости на первый взгляд структуры содержания – почти весь рассказ состоит из диалога – кроется и его особенность: познакомившись почти со всеми […]...
- Личность и народ в романе “Война и мир” “Войну и мир” Толстой пишет в 60-е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70-е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России. Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения великих реформ 60-х годов. Роман-эпопея Толстого не мог не отразить […]...
- Народ в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Трагедия “Борис Годунов” была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI – начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис […]...
- Впечатления о рассказе Л. Е. Улицкой “История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей” Мои впечатления хорошие. Мне понравился этот рассказ тем? что все жили дружно, никогда не ссорились и не ругались. Они помогали друг другу и выручали в сложную минуту. Воробей Антверпен помогал столетнику Васе, переворачивал ему страницы в энциклопедии и приносил водички, чтобы полить его, а когда у Марьи Семеновны родились дети? он смотрел за маленькими сороконожками. […]...
- Чему учит рассказ Муму С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева “Муму”. Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним. Главным героем является глухонемой детина Герасим. В рассказе повествуется о крепостном крестьянине и его сложной жизни и о том, как к […]...
- Рассказ об экскурсии, которая более всего понравилась (произведение-рассказ) Крымские горы, словно волны, вырастают на глазах туриста во время путешествия по побережью Черного моря. Высочайшая из них – Ай-Петри. Из Алупки зубцы Ай-Петри видно во всей ее красоте. Внизу, в межгорье, течет горная река, которую местные жители зовут “Козкою”. Путь на вершину Ай-Петри проложен по дороге, которая имеет название “серпантин”. На плато Ай-Петри установлен […]...
- Рассказ А. П. Чехова “Счастье”: библейские коннотации Иисус Христос, проповедуя Божие учение, использовал бытовые притчи. Рассказ А. П. Чехова “Счастье” – это тоже бытовая притча, в которой трансформированы библейские мотивы. В первом абзаце рассказа дается описание двух совершенно разных героев. Сразу понятно, что эти персонажи будут впоследствии противопоставлены друг другу. Различия в их внешности, позе выразятся позже в несхожести взглядов на мир […]...
- Народ, власть, история в романе “Петр Первый” А. Н. Толстого В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории России на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербурга. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа. А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев общества. Люди […]...
- Описание весны, рассказ о весне на английском языке с переводом Описание весны, рассказ о весне на английском языке с переводом Spring Springtime is a wonderful season. The warm sun shines and melts winter ice and snow. Nature begins to awake. All the trees and bushes are covered with small buds that get bigger and bigger and after some time turn into young green leaves. Then […]...