О подтексте в произведениях А. П. Чехова
В творчестве Чехова 90-х годов отчетливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, «не позволявшая ему открыто заявлять о собственных «субъективных» симпатиях и антипатиях». Объективность повествования становится эстетическим кредо Чехова и одной из важнейших черт его художественного мироощущения. Критика, напротив, не довольствовалась тем, что в чеховских произведениях отсутствовала непосредственная авторская точка зрения, и расценивала это обстоятельство как творческий просчет прозаика.
У Чехова на этот счет было иное мнение.
Он стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалась не прямолинейно, и откровенно создавал иллюзию отсутствия автора в произведении.
Такая характерность чеховского текста обусловливает присутствие в нем скрытых глубинных смыслов, которые называют чеховским подтекстом.
Многомерность прозы Чехова заключается, главным образом, в том, что она вбирает в себя глубоко индивидуальное отношение писателя к человеку и миру.
- Пейзаж в произведениях А. П. Чехова Материалы к уроку …Описания природы тогда лишь уместны и не портят дела, когда они кстати, когда помогают Вам сообщить читателю то или другое настроение, как музыка в мелодекламации. А. П. Чехов В 10-м классе, еще до изучения творчества А. П. Чехова, я даю задание учащимся собрать материал по темам «Пейзаж», «Город», «Портрет» из любых произведений […]...
- Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова План I. Талант и мастерство А. П. Чехова. II. Быт как главный герой произведений Чехова. III. Внешние проявления внутреннего конфликта персонажей как основа чеховских сюжетов. Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей жизни… М. Горький Один из самых известных русских писателей Антон Павлович […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова «Маленький человек» в рассказах А. П. Чехова I. Изображение «маленького человека» — один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Юмор и сатира в произведениях Чехова На рубеже XIX — XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX — начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба […]...
- Народ в произведениях А. П. Чехова Все ждут и на что-то надеются… А. Чехов В пору зрелости внимание А. П. Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл «мужицких» повестей и рассказов: «Мужики» , «Новая дача» , «В овраге». Повесть «Мужики» вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и […]...
- Музеи Чехова А. П В мире насчитывается более десятка российских и зарубежных музеев Чехова: в Таганроге, Москве, Мелихово, Ялте, Гурзуфе, Сумах, на Сахалине, в Баденвейлере, на Шри-Ланке. У каждого из этих музеев свое лицо, свой рассказ о Чехове. В нашей стране для поклонников творчества великого русского писателя открыты четыре музея. Всемирно известный дом-музей «Белая дача» (г. Ялта) основан в […]...
- Проблема счастья в произведениях Чехова Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А все потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость. К сожалению, некоторые слепы, не замечают данного судьбой подарка, игнорируя того или иного человека. Чехова всегда волновал вопрос: где же настоящее счастье? В […]...
- Женские характеры в произведениях А. П. Чехова «Ариадна», «Душечка», «Попрыгунья» Удивительно тонкий и внимательный художник — А. П. Чехов не обошел в своем творчестве создания современных ему женских характеров. Совсем короткий промежуток времени отделяет произведения И. С. Тургенева и Чехова, а какая разительная глубина между тем, что увидел и отобразил Тургенев, как возвышенно и глубоко смог оценить женский характер, и как увидел женщину Чехов. Словами […]...
- В чем сила таланта А. Чехова? В чем сила таланта А. Чехова? Этим вопросом задается Ю. Трифонов в предложенном для анализа тексте. Раскрывая данную проблему, автор с нескрываемым восхищением говорит о том, что » Чехов приходит к нам в детстве и сопровождает нас всю жизнь». Причину этого являния Ю. Трифонов видит в том, что «Чехов сумел в своем творчестве дотронуться до […]...
- Образ маленького человека в произведениях Чехова Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича […]...
- Своеобразие юмора в произведениях А. П. Чехова Очистительную силу смеха использовали многие писатели в своих творениях. Особенно ярко смех проявился в сатирических произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов вслед за своими великими предшественниками также отдает должное юмору. Но проявляется смех в чеховских произведениях очень своеобразно. «Смех сквозь слезы» — сказать было бы точнее. Уже в ранних коротких рассказах писателя […]...
- Поездка А. П. Чехова на Сахалин Сахалинские мотивы в творчестве Чехова. Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии. Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г. — закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, попытка ответить на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в […]...
- Рецензия на рассказ А. П. Чехова «Тоска» Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова «Тоска», я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении «Тоска». Чехов повествует нам о трудовом […]...
- Сюжет прозы А. П. Чехова В зрелом творчестве Чехова сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок отступают на задний план. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно, неощутимо даже для них самих, нередко даже не воспринимая ужаса того, что с ними происходит. В этом смысле […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в будущее» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 4. Когда за окнами — другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- Роль природы в произведениях Чехова Природа, как мы видим, наводила Чехова и его героев на важные и значительные мысли. Чехов был атеистом, но в его сознании, несомненно, жило представление о некой высшей силе, и в наибольшей степени эта высшая сила проявляется в природе: «В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, […]...
- Сдержанность, твердость, ясность в произведениях Чехова Это был один из самых сложных, труднопостигаемых характеров, которые еще долго будут привлекать внимание биографов и читателей. Бунин почти прав, когда утверждает, что Чехова по-настоящему еще не знают, во всяком случае, не знали в то время когда он жил, не Знали и позже. Стоит только вспомнить, как противоречиво говорили о Чехове его современники, как в […]...
- Глубинные произведения А. П. Чехова. По тексту К. С. Станиславского Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности (ЕГЭ по русскому) Чехов получал немало нареканий от современников за свои произведения. Критики считали творчество Антона Павловича неглубоким, бесперспективным и обывательским. Но время рассудило иначе: чеховские произведения при кажущейся на первый взгляд простоте затрагивают глубинные аспекты жизни. Видимо, К. Станиславский одним из первых заметил уникальность чеховских творений. Признанный театральный деятель в своей статье говорит о проблеме правильного отношения […]...
- Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова А. П. Чехов — прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях […]...
- Роль художественной детали в рассказах Чехова Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ […]...
- Новая повествовательная манера А. П. Чехова Еще в 1822 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Именно на этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические ситуации во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах. Повествовательная манера Чехова очень своеобразна. Писатель почти полностью отказывается от […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА (1860-1904) Детские годы — родился в Таганроге, в небогатой купеческой семье; переезд семьи в Москву, А. Чехов остается в Таганроге. Переезд в Москву. Учеба на медицинском факультете. Первые публикации в журнале «Стрекоза». Сотрудничество с журналом «Осколки», «Новое время». Раннее творчество — отсутствие определенного мировоззрения. Поездка на Сахалин. Участие в переписи населения. Избрание почетным академиком. Отъезд в […]...
- Стилистические особенности прозы А. П. Чехова Многие литераторы 80-90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: «Среда заела!» Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим […]...
- Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа » Ионыч » автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он […]...
- Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа «Ионыч» автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он деградирует как […]...
- Летняя школа «Читаем Чехова» В последние годы в живой обиход все увереннее входит понятие «музейная педагогика». Под ней понимается приобщение школьников к музейной культуре, проведение в стенах музеев уроков и внешкольных мероприятий. Однако похоже, что это понятие будет расширять свои границы, являя миру все новые грани. Пример тому — самобытное начинание чеховского музея-заповедника в Мелихове (о его работе мы […]...
- Любимые герои Чехова — обыкновенные русские люди В творчестве Антона Павловича Чехова, который становится писателем разночинной демократической русской интеллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции. Вместе с ростом художественного мастерства все более углублялся и образ любимого Чеховым героя его творчества — рядового, обыкновенного русского человека, во имя которого писатель жил и творил, ответственность перед которым чувствовал так глубоко до […]...
- Личность Чехова и его произведения Личность Чехова и его произведения План I. Творец и его детище. II. Анализ творчества Чехова. III. Автор — главный герой своего произведения. Творец часто изображается в своем творении и часто — против воли своей. Н. М. Карамзин «Творец часто изображается в своем творении и часто — против воли своей» — это высказывание Н. М. Карамзина […]...
- Система образов пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова Система образов «Вишневого сада», в соответствии с идейнотематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на положительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому […]...
- Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. «Толстый и тонкий» Б. «Лошадиная фамилия» В. «Дама с собачкой» Г. «Хамелеон» 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе […]...
- Поездка Чехова А. П. на остров Сахалин В 1890 году А. П. Чехов отправился на остров Сахалин, печально известный как место каторжных работ и заточения ссыльных. Что же влекло туда писателя? В записной книжке Антона Павловича есть пометка, объясняющая цель поездки: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических […]...
- Новая повествовательная манера А. П. Чехова (о художественном своеобразие прозы поэта) Еще в 1822 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Именно на этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические ситуации во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах. Повествовательная манера Чехова очень своеобразна. Писатель почти полностью отказывается от […]...
- Тема «маленького человека» в произведениях Чехова Чехов часто обращается к теме «маленького человека», всесторонне освещает человеческую природу самоуничижения. В конце XIX века становится понятным, что прежний литературный подход к персонажам, родственным Вырину, Башмачкину, Мармеладову, устарел. Чехов, переосмысливая образ «маленького человека», исходит из живых наблюдений над современностью и из собственного опыта. Ведь некогда он, будучи лавочником и гимназистом, поставил перед собой задачу […]...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Драматургия Чехова А. П Пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» впервые были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Московского Художественного театра. Они не только принесли известность их автору, но и прославили сам театр и его режиссеров — Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского. Сегодня невозможно представить драматургию Чехова без МХТ, как и знаменитый во всем […]...
- Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если […]...
- Значение эпилога в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова В пьесе Чехова «Дядя Ваня» используется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: «Телегин бьет по струнам и играет польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры». А вот как заканчивается последнее, четвертое действие: «Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина […]...
- Проблематика рассказов Антона Чехова Рассказы А. П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой простотой при каждом следующем прочтении мы находим что-то новое, более глубокий смысл, обращаем внимание на сложное художественное построение. Рассказы предельно лаконичны и требуют, соответственно, определенных художественных приемов, таких как сжатость повествования, когда многое оказывается сказанным «за скобками произведения», пресуппозиция, когда читатель понимает многое и без […]...
- Своеобразие жанра (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, «Иванов» и «Три сестры» он обозначил, как драмы, «Чайку» и «Вишневый сад» назвал комедиями (другое дело, что в данном случае возникают свои сложности, но речь сейчас не об этом). А «Дядя Ваня» имеет такой подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Не драма, не […]...
- «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А. П. Чехова Пьеса «Три сестры», написанная в 1900 году, сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество противоречивых откликов и оценок. Пожалуй, это единственная пьеса, породившая такое количество интерпретаций, споров, которые не прекращаются по сей день. «Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далеком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в […]...