Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини
Драма “Гроза” – одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу “темного царства” с людьми “горячего сердца”, среди которых и глазная героиня драмы – Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми.
Жить так – значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.
“Такая уж я зародилась горячая”, – говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная, а – решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. “И хочу я себя переломить, да не могу”. И это “не могу” явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее
Но, попав в страшные сети условностей и “порядка” Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: “Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой”, – говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.
С двумя героями связана Катерина: с одним – долгом, с другим – чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть.
Гибель Катерины – “страшный вызов самодурной силе”, но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.
- Сравнение героини пьесы “Гроза” Катерины Кабановой и героини очерка “Леди Макбет Мценского уезда” Катерины Измайловой “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений. Так, обе героини являются молодыми женами, выданные […]...
- Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза” Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
- Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “Темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза”. Образ Катерины в оценке Н. А. Добролююбова Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским “Гроза” является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской […]...
- Роль женских образов в раскрытии характера. Р. Раскольникова Роман (бессмертное произведение) ” Преступление и наказание” был задуман еще на каторге, постепенно превратившись из описания жизни “пьяненьких” в “психологический отчет одного преступления”. Автора, человека с воспаленной душой, писателя катастроф и человеческих метаний, прежде всего волнует психологический аспект. Почему его герой, вроде бы благородный и по-своему добрый, совершает страшное насилие над другим человеком – убийство, […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова “Обломов” В романе “Обломов” И. А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову. Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар – слуга Ильи […]...
- Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)? Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А. Н. Островского “Гроза”) является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины. Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону. По сути, Катерина стоит […]...
- Сочинение: Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где молодой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, которой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гроза, которая так напугала других […]...
- Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме – у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Роман И. А. Гончарова, основная тема которого – обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности созерцание жизни вокруг себя при отсутствии груда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти. Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил […]...
- Роль второстепенных героев в раскрытии характера Печорина (Герои нашего времени) Второстепенные герои романа – Грушницкий, Вера, Мэри, Вулич, Вернер, Максим Максимыч, девушка-контрабандистка, – словно зеркала, которые отражают различные грани характера Печорина в соответствии со своим социальным статусом, воспитанием, умом и образом мира. И при этом – такие зеркала, которые испытывают на себе влияние главного героя. Вмешательство Печорина, порой невольное, в жизнь героев меняет их судьбы, […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя по роману Обломов (Гончаров И. А.) Роман “Обломов” – одна из вершин творчества великого русского писателя и публициста И. А. Гончарова. Произведение было опубликовано в далеком 1859 году, но и поныне не утихают дискуссии критиков вокруг его главного героя и других персонажей. В Обломове сплелись воедино и привлекательные, и, подчас, отталкивающие стороны его противоречивой натуры. Он одновременно кажется добрым, мягким, великодушным […]...
- Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан […]...
- Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе Островского “Гроза” Описывая мрачную, деспотичную атмосферу “темного царства”, в пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает яркие образы “самодуров русской жизни”. Они – воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет”. […]...
- Роль композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в раскрытии характера Печорина “Герой нашего времени” – Роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Григорием Александровичем Печориным. Лермонтов располагал эти части не в хронологической последовательности, а так, чтобы, постепенно нагнетая напряженность сюжета, заинтересовать читателя судьбой главного героя. Сложный и противоречивый характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. Содержание романа позволяет восстановить историю […]...
- Роль Санчо Панса в раскрытии характера главного героя (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) Свой всемирно известный роман “Дон Кихот” Мигель де Сервантес Сааведра писал во время тюремного заключения. Ему хотелось создать образ человека, верящего в чудо, в то, что добро и справедливость должны восторжествовать в его стране, а затем – и во всем мире. Главные герои романа – хитроумный идальго, возомнивший себя рыцарем, и его оруженосец. Дон Кихот […]...
- Роль внутреннего монолога в создании характера героя Сочинения по литературе: Роль внутреннего монолога в создании характера героя. Центральное место в драме “Гроза” занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее […]...
- А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета (желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате – конфликт с окружающим миром, вплоть […]...
- Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой В драме “Гроза” Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере “темного царства” купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это […]...
- Внутренний мир Катерины и Ларисы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Героини пьес А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их жизни, но так как это были обдуманные решения, значит, на действия девушек влиял их внутренний мир. Решив броситься с головой в омут, Катерина, прежде всего, […]...
- Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви. В. С. Высоцкий “Гроза” А. Н. Островского. “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы […]...
- Поступок Катерины: поступок слабого или сильного человека по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Одним из главных конфликтов пьесы Островского “Гроза” является характер главной героини – Катерины. Огромное количество критиков имеют на это счет свое мнение, но более яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Кроме этого, они высказали свои точки зрения о конечном, роковом поступке Катерины-самоубийстве. Сама по себе, Катерина – человек […]...
- Кто виноват в гибели Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса ” Гроза ” является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была ” лучом света в темном царстве”. Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в ” царстве деспотов и самодуров”. Катерина противостоять этому […]...
- Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Эти произведения имеют известное сюжетное сходство: у обеих героинь желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате – конфликт с […]...
- Образ Катерины в “Грозе” Островского Я открываю драму и сразу же на первой странице после небольшого списка действующих лиц читаю: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом”. Именно в этом маленьком живописном городке, которого не существует на географической карте, и разразится ужасная гроза. И неважно, что такого города не существует в действительности, потому что события, происходящие в нем, […]...
- Сочинение Образ катерины в грозе Великий русский драматург Островский, пожалуй, одним из первых сделал акцент на угнетенном положении женщины в обществе. В “темном царстве” самодуров женщина является наиболее страдающим лицом. Основой угнетения являются, по Островскому, семейно-денежные отношения, и они-то прежде всего задевают именно женщину. Трагедия Ларисы Огудаловой (“Бесприданница”) происходит оттого, что ее семья бедна. С ней, бесприданницей, не прочь развлечься […]...
- Анализ эпизода “Прощание Катерины с Тихоном” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Существует версия, что Островский пи- сал “Грозу”, будучи влюбленным в замуж- нюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, имен- но она ее и сыграла. Однако актриса не отве- тила на пламенную любовь писателя: она лю- била другого, который позже довел ее до ни- щеты и ранней смерти. Но тогда, […]...
- Трагический конфликт Катерины с “темным царством” А уже коли очень мне здесь опостынет, Так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал самобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом “самодурной” Силе и предвещала наступление конца “темного царства”. Добролюбов назвал Катерину, главную героиню драмы “Гроза”, […]...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее “сильным характером”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
- Душевная драма Катерины Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым – патриархальными принципами, и новым – стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека. В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся […]...
- Сравнительная характеристика катерины и варвары Текст по пьесе А.Н. Островского “Гроза” Катерина и Варвара. Кто они – антиподы или “подруги по несчастью”? Катерина и Варвара – молодые женщины из купеческой семьи. Они имеют черты сходства и различия. Обе они из одной среды, обеим им не дано было в детстве получить хотя бы азы, основы светского образования. Их сознание, вкусы, их миропонимание […]...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
- Разговор Катерины с Варварой Драма А. Н. Островского “Гроза” – выдающееся произведение русской литературы, которое остается современным и по сей день, так как ставит множество проблем, в первую очередь нравственных. Любовь и долг, правда и ложь, неволя и стремление освободиться от нее, муки совести и грех – все это воплотилось в образе главной героини пьесы Катерины. Характер Катерины, своеобразие […]...
- Сочинение на тему: Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский Трагическая судьба Катерины Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Главная […]...
- НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, – открытие народного героического характера. В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя […]...
- Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина – натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
- Сочинение по “Грозе” Островского на тему: “Луч света в темном царстве” (Образ Катерины в пьесе) Сочинение по “Грозе” Островского на тему: “Луч света в темном царстве” (Образ Катерины в пьесе) Александр Николаевич Островский в своей знаменитой пьесе “Гроза” поднял одну из острейших социальных проблем XIX века – уклада быта русского купечества, роль женщины в семье. Драма написана в то время, когда крепостнический строй неумолимо разрушался, а писатели все чаще издавали […]...
- Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского “Гроза”) Действие драмы А. Н. Островского “Гроза” заканчивается самоубийством главной героини – Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и “страшным вызовом самодурной силе”, как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как “воспитание и жизнь” не дали Катерине “ни твердого характера, ни развитого ума”, и темная женщина разрубила “затянувшиеся узлы […]...
- Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского “Гроза”) Произведение Островского “Гроза” с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини – Катерины – заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги? Можно сказать, что ее смерть – это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик […]...
- Сочинение на тему: Кто виноват в гибели Катерины? в пьесе Гроза, Островский Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...