Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.
Главные действующие лица в эпизоде — Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены.
Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается,
Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.
Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет — она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.
В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.
- Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Анализ третьего явления пятого действия драмы «Гроза». Драма «Гроза» — одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие «Грозы» происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...
- Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», — восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах. «Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды […]...
- Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе «Гроза» А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы «Гроза». От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина — натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее «сильным характером»? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
- Внутренний мир Катерины и Ларисы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Героини пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их жизни, но так как это были обдуманные решения, значит, на действия девушек влиял их внутренний мир. Решив броситься с головой в омут, Катерина, прежде всего, […]...
- Кто виноват в гибели Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса » Гроза » является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была » лучом света в темном царстве». Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в » царстве деспотов и самодуров». Катерина противостоять этому […]...
- Душевная драма Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В драме Островского «Гроза» происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе. Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий […]...
- Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина — сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей » темного царства». Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест — это […]...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Написанная в канун отмены крепостничества «Гроза» по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини — Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
- В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей «темного царства». Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере […]...
- Поступок Катерины: поступок слабого или сильного человека по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Одним из главных конфликтов пьесы Островского «Гроза» является характер главной героини — Катерины. Огромное количество критиков имеют на это счет свое мнение, но более яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Кроме этого, они высказали свои точки зрения о конечном, роковом поступке Катерины-самоубийстве. Сама по себе, Катерина — человек […]...
- Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, — наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более […]...
- Сочинение на тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский Был ли иной путь у Катерины? Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по […]...
- Сочинение на тему: Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский Трагическая судьба Катерины Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Главная […]...
- Сочинение на тему: Кто виноват в гибели Катерины? в пьесе Гроза, Островский Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский — не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое «темное царство» кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...
- Образ Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Эпиграф: «закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…» (Владислав Валов). Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, […]...
- Настоящий русский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Всем известен великий русский писатель А. Н. Островский и его произведения. Он создал очень много прекрасных драм, одной из них являет » Гроза». Это произведение раскрывает различные стороны жизни, конфликты между людьми: противопоставление старого и нового поколения, темного царства людей и их подчиненных, бедности и богатства. На первый план выходит конфликт разума и души. Мы […]...
- Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа. Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы […]...
- Почему Катерина не смогла найти опоры ни в Тихоне, ни в Борисе? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В драме А. Н. Островского «Гроза» трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси, но немногие, подобно Катерине пытались противиться своей нелегкой женской доле. Катерина, как и другие молодые невестки, попадает в полное подчинение семьи своего мужа Тихона. В его доме безраздельно правит его […]...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она — источник страхов, предвестник несчастья: «Гроза! Побежим домой! Поскорее!» Для Тихона гроза — это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островский — великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса «Гроза» является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее «лучом света в темном царстве». В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае. Хорошо и беспечно протекала жизнь героини […]...
- Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского «Гроза» Смерть Катерины — это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
- Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи — героини пьесы «Гроза» по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела «под видом благочестия». Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, «нищих оделяет» […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Существует версия, что Островский пи- сал «Грозу», будучи влюбленным в замуж- нюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, имен- но она ее и сыграла. Однако актриса не отве- тила на пламенную любовь писателя: она лю- била другого, который позже довел ее до ни- щеты и ранней смерти. Но тогда, […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
- Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Женский образ в русской литературе богат и разнообразен. Многие писатели посвятили свои произведения теме женской судьбы. Русский драматург А. Н. Островский также взял в основу своих трудов данную тему. Примером могут служить две его пьесы: «Гроза» и «Бесприданница», главные героини которых Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Они различны по социальному положению, но имеют множество схожих […]...
- Роль Кулигина по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса Островского «Гроза» раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина — главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу. Кулигин — самоучка-механик — является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, […]...
- Катерина и Варвара: «антиподы» или «подруги по несчастью»? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского «Гроза», Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина — натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее […]...
- Характер Катерины в пьесе «Гроза» А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не сумев выдержать давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе » Гроза » Островского, а также ее душевные переживания являются основными движущими силами сюжета. В списке […]...
- Описания природы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма «светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
- Катерина — «луч света в темном царстве» или «зачумленная личность»? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского «Гроза», назвал главную героиню — Катерину — «лучом света в темном царстве». О каком же царстве идет речь? Островский много писал о купечестве, сравнивая жизнь в таком обществе с «тюремным существованием». Его произведения были настолько точны и обличительны, что тот же Добролюбов назвал их «пьесами […]...
- Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский — не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году «Гроза» стала одной из самых известных пьес автора наряду с «Бесприданницей» и «Снегурочкой». Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в […]...
- Катерина — «луч света» или распутная женщина? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы — конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, «темного царства» и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
- Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее […]...
- Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их «пьесами жизни». Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в […]...
- Образ характер и характеристика Тихона Кабанова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев пьесы «Гроза», муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая […]...
- Трагедия Катерины (по пьесе Островского «Гроза») Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н. А. Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве», и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она […]...
- Нравы дома Кабановых по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса «Гроза», написанная А. Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка. Не все так замечательно в Калинове. […]...
- Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А. Н Тема пьесы Островского — изображение «темного царства» русской жизни, его быта и нравов. Для воплощения образа этого царства на сцене драматург придумал целый город Калинов, который стоит на берегу Волги. Идея пьесы, как кажется, лучше всего сформулирована Добролюбовым в статье «Луч света в темном царстве» (1859). Критик увидел в пьесе глубокое социальное содержание, потому что […]...
- Каково значение образов Варвары и Кудряша по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Личная драма главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины разворачивается на фоне второстепенных персонажей, приспособившихся к условиям авторитарного домостроя. Все они противопоставлены свободолюбивой женщине, ее стремлению вырваться любым способом из-под гнета Кабанихи. Автор объединил их в условные пары, чтобы еще больше заострить внимание на одиночестве Катерины. Такой условной парой можно считать Кабаниху и Дикого. […]...