НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”)

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”)

“Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, – открытие народного героического характера.

В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя из задач высокой драмы, трагедии. Драматург делает речь персонажей “Грозы” отчетливо

индивидуальной, конкретной, образной, живописной.

“Родную речь он любил до обожания”, – вспоминали современники драматурга. Добролюбов отмечал еще одну особенность драматургии Островского – “меткость и верность народного языка”, а М. Горький называл его “чародеем языка”. Каждый персонаж Островского говорит языком, типичным для его сословия, профессии, воспитания.

В речи Катерины Кабановой, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Катерина рассказывает

о своем детстве: “Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…”

Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: ей характерны повторы (“на тройке на хорошей”, “и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!”), обилие ласкательных и уменьшительных слов (“солнышко”, “водица”, “могилушка”), сравнения (“ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, “точно голубь воркует”). В момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии: “Ветеры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!” Как созвучны эти слова народной песне:

Вы, осенние ветры буйные,

Понеситеся к другу милому,

Отнесите вы к нему весточку,

Ах, не радостную, а печальную.

Религиозность Катерины – это не ханжество Кабанихи. Катерину, так чутко воспринимающую все поэтическое, непохожее на окружающий быт, привлекает в религии ее эстетическая сторона: красота преданий, церковной музыки, иконописи.

Катерина с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душой: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского – один из истоков ее трагедии.

Катерина понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравственный закон. “Ах, Варя, – жалуется она, – грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха.

Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?” Но если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту других законов – законов свободы, любви, человечности.

Эти законы жестоко нарушены не Катериной, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, ее неотступно тиранит свекровь, ее принуждают жить в неволе.

Героиня переживает, по словам И. А. Гончарова, “борьбу с долгом”. Ее вера отличается от веры других персонажей пьесы. Религиозность Катерины искренна, глубока и органична. Ее молитвы самозабвенны и радостно-напряженны.

В этот момент у Катерины, по словам Бориса, “на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”. И сама героиня признается: “До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…” Для Катерины вера в Бога – переживание доброго, величественного, духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным, эстетикой церковной обстановки, пения, службы, погружение в поэтический мир сказочных образов.

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, – образ птицы. В народной поэзии птица – символ воли, отсюда – постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, – вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. “…Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку и бьется и тоскует в неволе.

Рассказ Катерины о детстве – это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царит только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое их нарушение – неминуемая смерть.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и героиня принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж будет властелином в семье, опорой и защитой. Но Тихон совсем не соответствует представлениям Катерины.

Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам идеальной патриархальной морали должен любить свою жену муж, ее естественный руководитель и защитник. И чувство девушки совсем не такое, какое она должна была питать к нему по ее же собственным представлениям.

Катерина попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, в патриархальный уклад, боится своего мужа. Главная героиня внутренне разрушается прямо на глазах.

Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с ней. Для нее идеальный муж – это опора, поддержка, властелин, но Тихон не оправдывает ожиданий Катерины. Главная героиня пьесы, обладая высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни.

Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”.

Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того, Катерина немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, без ее певучепесенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера.

Для Катерины правила, обычаи и традиции – святое. Следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью. Речь ее эмоциональна, и традиции она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное.

Героиня пьесы принадлежит к патриархальному миру, но представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”)