Сочинение Образ катерины в грозе

Великий русский драматург Островский, пожалуй, одним из первых сделал акцент на угнетенном положении женщины в обществе. В “темном царстве” самодуров женщина является наиболее страдающим лицом. Основой угнетения являются, по Островскому, семейно-денежные отношения, и они-то пре­жде всего задевают именно женщину. Трагедия Ларисы Огу­даловой (“Бесприданница”) происходит оттого, что ее семья бедна.

С ней, бесприданницей, не прочь развлечься и блиста­тельный Паратов, и расчетливые Кнуров и Вожеватов, но ни­кто из них не возьмет

ее замуж без приданого. И здесь ситуа­ция любви является проверочной для героев: если страстная и искренняя Лариса готова забыть все ради своей любви, то де­нежные люди такого позволить себе не могут – у них на пер­вом плане все же “собственный карман”, и “всякая вещь свою цену имеет”, по выражению Вожеватова.

В еще более трагической ситуации оказывается героиня пьесы “Гроза”, Катерина. К денежному бесправию добавляет­ся бесправие в семье, живущей по домостроевским нормам и правилам, к гнету физическому, материальному – гнет ду­ховный. Попав в дом ханжи Кабанихи, Катерина тоскует по

ноле, в которой она росла и была воспитана. Но это лишь внешняя сторона ее трагического положения.

Главное же состоит в том, что Катерина внутренне несет в себе нравствен­ные нормы “темного царства”. Она в принципе не имеет ниче­го против того, чтобы подчиняться мужу и свекрови, согласна терпеть зависимое и бесправное положение в доме. Главное же – Катерина глубоко религиозна, а религия, вернее, суеве­рие и мракобесие – один из столпов “темного царства”.

Про­питанная его моралью, Катерина не решается дать себе волю, потому что это грех. Катерина хочет жить и любить, такова ее натура, но с требованиями натуры приходят в противоречия требования морали. Жить и любить для Катерины – значит совершить грех, погубить душу.

Все бы, наверное, шло более или менее сносно, не полюби Катерина Бориса. Здесь проти­воречия в душе и характере Катерины достигают трагической остроты. После тяжелой внутренней борьбы свободолюбивая, сильная, порывистая натура Катерины перевешивает требова­ния морали.

Убежать от своей любви Катерине не удается, она дает себе волю хоть на малое время. Но спокойная жизнь Ка­терины безвозвратно кончилась. Грех мучает ее настолько, что приводит к публичному покаянию, после чего, как легко по­нять, жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой.

Муж­чины ей не помощь – не злые, даже добрые, но безмерно сла­бовольные, они ничего не могут сделать для любимой женщины. (Знакомый мотив – любовь как проверочная си­туация.) Не выдержав внешнего гнета и тяжелых нравствен­ных мучений, Катерина со всей решительностью, свойствен­ной ее характеру, кончает жизнь самоубийством.

Критика неоднозначно оценила характер Катерины. Доб­ролюбов видел в ней явление хотя и трагическое, но все же отрадное, рассуждая по логике: если уж самый забитый и бес­правный элемент общества – женщина – отваживается на протест, то дни “темного царства” сочтены. По-другому по­нимал этот характер Писарев, увидевший в Катерине не более чем религиозную истеричку и не считая ее образ положитель­ным явлением. Но Писарев подходил к образу, созданному Островским в конце 50-х годов, с критериями и мерками 60-х, с позиций женской эмансипации, чем и объясняется его оцен­ка.

Объективно же образ Катерины – один из наиболее силь­ных женских образов в русской драматургии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение Образ катерины в грозе