Мировая слава Жюля Верна

Мировую славу Жюлю Верну создали прежде всего научно-фантастические романы, которые и определили его новаторскую роль в истории литературы. Но это далеко не единственный тип романа в серии «Необыкновенных путешествий».

Жюль Верн неистощимо изобретателен и в выборе самих сюжетов, и способов их воплощения. Во всех случаях он проявляет себя как замечательный мастер сюжетного повествования. Его героев, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные природой местности и нравами

обитателей. Поэтому описания природы, флоры и фауны, исторические и этнографические экскурсы не только создают представление о внешней обстановке действия, но и организуют действие, органически входят в самую ткань приключенческого сюжета.

Отсюда — первостепенная роль географии в его романах, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

Впрочем, на это указывает и само заглавие серии — «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.

Эта неизменная особенность «Необыкновенных путешествий»

не исключает их тематического и жанрового многообразия. В серию входят романы, которые могут быть названы научно-фантастическими, географическими, историческими, «морскими», социально-утопическими, детективными, философскими, робинзонадами или просто приключенческими. Однако чаще всего в одном произведении объединяется несколько жанровых и тематических признаков.

И вместе с тем любой роман Жюля Верна, в большей или меньшей степени, всегда остается приключенческим географическим романом.

Принято считать научно-фантастическими только те романы Жюля Верна, в которых фигурируют фантастические машины. В действительности научная фантастика расправляет свои крылья также в географических и приключенческих романах. Еще не исследованную и воображаемую природу Жюль Верн раскрывает конкретно и образно даже и в тех случаях, когда ему приходится переступать границы доступной опытному изучению реальности.

Аэростат «Виктория» пролетает над необследованными частями африканского континента, которые описываются так же подробно, как изученные. Капитан Гаттерас достигает Северного полюса в то время, когда ни один исследователь Арктики еще не поднимался выше 82° северной широты. В приключенческом романе «Матиас Шандор» появляется электрическая подводная лодка, а в романе «Южная звезда» большую роль играет проблема искусственного получения алмазов и т. п.

У Жюля Верна стоял в библиотеке огромный глобус, испещренный вдоль и поперек разноцветными линиями маршрутов его героев. Каждый новый роман прибавлял новую извилистую линию. Эти линии скрещивались, переплетались, сходились вместе, расползались в разные стороны, пересекая наименее изученные области, куда не ступала нога человека.

Когда Жюль Верн состарился, его глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что сам писатель с трудом выпутывался из этого лабиринта.

«Необыкновенные путешествия», взятые в целом, представляют универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — разные страны Европы, в восьми — Северная Америка, в восьми — Африка, в пяти — Азия, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания и в одном — Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» — действие в них развертывается на необитаемых островах.

И, наконец, в двух романах действие происходит в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях — не только «кругосветного» цикла! — герои переезжают из страны в страну.

Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врывается пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах — планета Земля, и не только Земля, но и вселенная.

«Необыкновенные путешествия» — своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая не только о том, что было известно и изучено, но еще больше — что предстояло открыть и исследовать.

Замечательные географические открытия XIX и XX столетий совершались сначала на страницах «Необыкновенных путешествий», а потом уже в действительности.

Путешественники, созданные фантазией Жюля Верна, живут в его книгах наряду с реальными путешественниками, продолжая начатое ими дело.

Вымышленные герои встречаются со своими современниками знаменитыми исследователями и географами, прибегают к их советам, ссылаются на их авторитетные имена. Так, например, бушмен Мокум участвовал в одной из экспедиций Давида Ливингстона в качестве проводника («Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке»). Дику Сэнду удалось выяснить все подробности последней экспедиции Ливингстона и обстоятельства его смерти в экваториальной Африке сразу же после кончины великого путешественника («Пятнадцатилетний капитан»).

Эрику Герсебому посчастливилось напасть на след отважного шведского полярника Норденшельда и обнаружить его «Вегу», скованную у мыса Сердце-Камень, в ста милях от Берингова пролива («Найденыш с погибшей «Цинтии»).


Мировая слава Жюля Верна