Новаторство в творчестве Жюля Верна
Читатели не обратили внимания и на одновременно появившийся фантастический роман Ашиля Эйро “Путешествие на Венеру”. Ирония судьбы заключается в том, что герои применяют в межпланетном перелете реактивный двигатель, до которого никто еще тогда не додумался. Дальновидная выдумка Эйро пришлась не ко времени. Вспомнили о ней и по достоинству оценили ее только спустя столетие, когда забытый роман был уже никому не нужен.
Наука будила фантазию, подсказывала необыкновенные сюжеты, новые темы носились в воздухе. Пальму первенства суждено
Современники сразу же поняли его новаторство. Среди первых поклонников таланта молодого Жюля Верна оказалась Жорж Сайд, приславшая ему в 1865 году восторженное письмо: “Оба романа великолепны. Они заставили меня испытать волнение. Я жалею, что закончила их так быстро и не имею под рукой десятка подобных.
Я надеюсь, что скоро Бы увлечете нас в пучину моря и заставите Ваших героев совершить
Жюлю Верну не терпелось приступить к этому роману, на который он возлагал большие надежды. “Дети капитана Гранта” были уже закончены: и отданы Этделю, устройство “Наутилуса” тщательно продумано, образ Немо, бесстрашного командира подводного корабля, не давал покоя, тревожил даже по НОЧАМ. Оставалось только воплотить замысел – переложить его на бумагу с той лихорадочной энергией, какая была свойственна Жюлю Верну в первые годы работы над “Необыкновенными путешествиями”, когда он, наконец, получил возможность всецело отдаться любимому делу и листал так быстро и много, словно торопился наверстать потерянное время. Были уже набросаны первые страницы, когда издатель стал уговаривать его довести до-конца обширный труд скоропостижно скончавшегося Теофиля Лавалле – “Иллюстрированную географию Франции и ее колоний”. Отказаться было невозможно.
Этцель услел объявить подписку, заказал гравюры и карты; проявляло интерес к этому изданию и Географическое общество, в члены которого, по представлению Вивьена де Сен-Мартена, был недавно принят Жюль Верн. Скрепя сердце он взялся за непривычное для него дело. Пришлось не только поднять заново огромную литературу, но и поездить по департаментам за недостающими сведениями.
“Иллюстрированная география Франции” (1868) была оценена специалистами как сочинение, примечательное по обилию и точности фактического материала. Переходя от департамента к департаменту, Жюль Берн подробно описывает границы, географическое положение, климат, почву, реки, богатства недр, населенные пункты, сельское хозяйство, промышленность, транспорт, местные достопримечательности и т. д. Этот географический труд, создавший знаменитому романисту репутацию серьезного ученого, не единственный в наследии Жюля Верна. Не прерывая работы над очередными романами, позднее он написал еще шеститомную “Всеобщую историю великих путешествий и великих путешественников” (1870-1880)-от глубокой древности до сороковых годов XIX века.4 Автор оперирует тысячами географических названий и дает сведения о жизни и деятельности сотен путешественников. Он показывает, как постепенно люди открывали Землю, как на ней оставалось все меньше “белых пятен”, как расширялись, по мере развития науки и производительных сил, географические представления, какие величайшие подвиги совершали колумбы разных стран и народов и какие громадные трудности они преодолели, обогащая человечество географическими знаниями.
При этом писатель не умалчивает, что открытия новых земель часто сопровождались жестокими колониальными войнами и физическим истреблением аборигенов вместе с их самобытной, веками создававшейся, культурой.
Таким образом, воображаемые путешествия дополняются в творчестве Жюля Верна историей в действительности осуществленных географических подвигов. Романтический вымысел и пылкая фантазия автора “Необыкновенных путешествий” здесь уступают место строгому объективному изложению фактов.