Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению Вопросы, заданные человечеству войной



Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне

с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. .

Предполагаемые темы-проблемы:

1. “Победа без победителей”.

М. А. Шолохов “Донские рассказы”

М. А. Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой

братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ “Родинка”. Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, “пропавшего в германскую войну”, впоследствии атамана одной из банд.

Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого

становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

2. Внутренняя “сохранность” человека на войне.

М. А. Шолохов “Судьба человека”.

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.

В. Л. Кондратьев “Сашка”

Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью.

3. Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

В. Быков “Сотников”.

. Лучшей из своих повестей Быков считал повесть “Сотников”, где, по словам автора, его “интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?” Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги.

4. “Война – страшная необходимость” Л. Толстой.

Л. Н. Толстой “Война и мир”.

Для Л. Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение помогут. , и лишь когда он понял, что его идут убивать один из французов целился в него. , Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем.

Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, еще миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо. не врага, не подлого захватчика хотя он был и врагом, и захватчиком. , а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти.

И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

В. Л. Кондратьев “Сашка”

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца “этого гада”. , не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: “Сашка вздохнул глубоко, полной грудью. и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым.”. Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом.

И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

В. Быков “Одна ночь”.

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц – такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне.

Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

5. Дети и война

Л. Н. Толстой Эпизод “Гибель Пети Ростова” “Война и мир”.

Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одаренностью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счет из тех, которые Л. Н. Толстой предъявил в своем романе войне.

А. Платонов “Маленький солдат”

Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он “уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война”, он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде “сквозным”, самым распространенным сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идет о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А. Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: “Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить.”

Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы “дети на войне”, хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали.

Т. Кудрявцева Детский дом. Лека”

О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ.

этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и “сохранности” человека”. .

6. Правда войны

Л. Н. Толстой “Война и мир”

Л. Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов.

Именно они влияют на исход исторических событий.

7. Отношение государства к солдату-победителю

В. Соловьев “По европейскому асфальту”

“В феврале сорок пятого нас примчали с севера в Польшу, с ходу выгрузили из составов, и мы, как были в валенках и шубах, двинулись по европейскому асфальту. Куда? В Берлин, конечно! Тогда все шли непременно в Берлин.

Но почему такая спешка? Почему перед походом нас не успели даже накормить? И где же кожаная обувь и шинели? Неудобно же входить в “немецкий фэтер ланд” одетыми не по сезону!

И мы проклинали интендантов. Об истинных причинах тогда еще никто не знал. О том, что армия союзников во Франции получила от немцев затрещину, взвыла о помощи и готова была задать лататы.

Они, наши добрейшие союзники, чего-то сами не рассчитали, хотя у них было достаточно времени, чтобы продумать все и учесть. И вот мы, почти не отдохнувши после боев на северном фланге, с недопеченными ранами, подтянутыми животами спешим на выручку заморским молодцам, свеженьким, с иголочки одетым, у которых и жратвы, и оружия, и техники любой – навалом, но для серьезной драки все же чего-то недостает”.

8. Мужество и незаметный героизм солдат на войне

Виктор Некрасов “Вася Конаков”

В этом рассказе ДЕМО ЕГЭ 2015. автор не изображает героических подвигов в сражениях, он считает, что именно в окопах решается исход битв. Вот что рассказывает командир роты, находившейся на участке обороны у самого подножия Мамаева кургана: “Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись.

Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет.

Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев.

Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. А как атака.

Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали.

Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько.

Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда.”.

И становится понятна уверенность автора: “Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только “трудновато было”, – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов”.

9. Беда сегодняшнего мира – сепаратные войны

“Слово о полку Игореве”

Идейный пафос “Слова.” хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны.

Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла.

В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали “страны ради, гради весели”. Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: “Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле”.

10. Война без прикрас документальная литература.

А. Адамович, Д. Гранин, “Блокадная книга” эпизоды.

На большом фактическом материале – документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, – авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга “продиралась” через жесткую советскую цензуру, ее первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А. Адамовича, “народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус.”

11. Женщина на войне

С. Алексиевич “У войны не женское лицо” эпизоды.

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С. Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, – к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга “У войны – не женское лицо”, обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

12. Блокада Ленинграда

Ф. Абрамов “Потомок Джима”.

Ю. Яковлев “Девочка с Васильевского острова”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению Вопросы, заданные человечеству войной