Лион Фейхтвангер (1884-1958)

Фейхтвангер родился в Баварии, с приходом к власти фашистов вынужден был эмигрировать во Францию, где активно занимается антифашистской деятельностью, в 1939 г. Попадает в концлагерь, бежит в США. В период эмиграции Фейхтвангер создал свои самые сильные произведения.

«Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951) — роман о поисках истины художником, о преодолении им соблазнов славы, почестей, страха перед инквизицией ради великой истины искусства. Творческому росту Гойи, по замыслу художника, способствовал непреходящий интерес к народу, сыном

которого он был и от которого не отрекся на вершинах жизненного преуспеяния. Писатель воссоздает панораму исторической эпохи времен крушения монархии: французская революция, придворные во главе с алчной Марией-Луизой и недалеким королем предают интересы страны, инквизиция, подавляющая в стране все прогрессивное, крепнущий капитализм.

На этом фоне Гойя не сразу приходит к пониманию истинного назначения искусства. И все же ни опасения за свою карьеру, ни страх перед инквизицией не останавливают его и он создает серию «Капричос» — издевательскую сатиру на королевский деспотизм, на церковь и ее

служителей. Это вершина творчества художника.

«Испанская баллада» (1955) переносит нас в Кастильское королевство времен Реконкисты (12 век). История любви католического короля Альфонсо VIII и еврейки Ракели (исторический факт, засвидетельствованный хрониками) проходит на фоне крестовых походов, феодальных войн, борьбой мусульманских государств Пиренейского полуострова с христианскими королевствами. Экономика страны подорвана, страна опустошена, но сильны воинственные голоса рыцарствующего начала, которое хотело бы силой оружия укрепить пошатнувшуюся мощь страны (королева Ленор, Бертран де Борн).

Этим силам противостоят сторонники мирного пути развития: философ Муса, каноник Родриго, министр дон Иегуда. Король — рыцарь, война — его стихия, если бы не влияние Ракель, рыцарствующее начало толкнуло бы его на гибельный для страны путь войн и насилия. Пылкая, глубокая любовь восторжествовала вопреки религиозной нетерпимости, но трагический конец был предопределен.


Лион Фейхтвангер (1884-1958)