Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров

Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров. Прованс — юг Франции, где возникает поэтическая школа.

Трубадуры (от фр. гл. тробар — находить). Созданы около 900 размеров. Среди трубадуров люди разных сословий.

Основная тема — любовь. Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала жена синьора. Она обладала огромной властью и следила за замком.

Поклонение Прекрасной даме — наука.

Культ прекрасной дамы накладывается на служение богоматери. Историческое значение поклонения культу — любовь обретает право голоса.

Куртуазная любовь это служение и тайное чувство, платоническая любовь, страдания. Жанры:

1) Кансона — (любовная песня) любовное стихотворение, состоящее из нескольких симметричных строк и заканчивающихся короткой строфой, посылкой, где дается напутствие.

2) Альбы — утренняя песня, которую исполняет оруженосец или спутник рыцаря.

3) Серена (вечер) — ночная песня;

4) Пасторелла — написана в буколическом стиле, герой персонифицирован в странствующем рыцаре

(рыцарь + пастушка);

5) Сирвента — стихотворение на какую-нибудь политическую, реже личную, обычно полемическое по тону. Поэт защищает мнение;

6) Тенсона (прение) — спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную или др. темы. Поэты проводят диалог, поочередно высказывая по строфе. Спор восходит к фольклорной традиции спора зимы и лета.

Он посвящен проблемам творчества.

7) Плач — печальная песня, написанная на смерть синьора или близких.

8) Баллада — танцевальная песня. Исполнялась на народных гуляниях, передает ритм танца. Позже их стали называть лиро-эпическое произведение с эпическим сюжетом.

8) Романс — песня на романском языке. Стихотворение любого содержания, предназначенное для пения.

Бернарт де Вентадорн — выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн. Воспел сначала жену синьора, а затем Элеонору Аквитанскую — королеву Англии, на службе которой о некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изящности выражения чувств он принадлежал к самым выдающимся трубадурам. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв, — заявляет он, — кто не чувствует в сердце нежного вкуса любви.

К чему жить без любви, если не для того только, чтобы не докучать другим». Он говорит о себе: «Когда придет весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце радости больше, чем у них должен конечно петь, ибо все мои дни лишь одна радость и песня и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только если в сердце царит истинная любовь.

Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо — рот, глаза сердце и чувства».


Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров