Анализ цикла стихотворений Блок “Стихи о Прекрасной даме”

Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме”; (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых – Боблово – находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить “земное”; и “небесное”;, божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство

А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о “мировой душе”; и В. Соловьева о “вечной женственности”; как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает “вечную женствен­ность”; как явление космического масштаба.

Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и “вечно женственного”; начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического

цикла “Сти­хи о Прекрасной даме”;. Героиня цикла – непостижимый, мистиче­ский образ (“Дева”;, “Святая”;, “Непостижимая”;), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты: Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты “белое платье”;, “неведомые тени”;, “в тихой заводи”; усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь – состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать.

А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной – непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер “Стихов о Прекрасной даме”;. Стихотворение цикла “Девушка пела в церковном хоре…”; наполне­но символами: “голос, летящий в купол”;, сияющий луч на белом плече, “белое платье”;, которое “пело в луче”;. Эпитет белый (“на бе­лом плече”;, “белое платье”;) подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, “ле­тящего в купол”;.

Песня девушки “о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою”;. Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья: Причастный тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Центральным стихотворением цикла является “Вхожу я в тем­ные храмы…”; (1902), в котором лирическому герою только чудится образ “величавой Вечной Жены”;, Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. (“Вхожу я в темные храмы…”;) Книгу “Стихи о Прекрасной даме”; замыкает цикл “Распутья”; (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности об­ретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального горо­да, мистику природы и страсти.

Первый том в основном составляют “Стихи о Прекрасной Даме”; (А. А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав “трилогией вочеловечевания”;), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с “повседневностью”; (“Фабри­ка”;, “Плачет ребенок. Под лунным серпом…”;, “Все ли спокойно в на­роде?…”;, “Из газет”;, “По берегу плелся больной человек…”; и др.). Появляется мотив “конца мира”;.

Современный город, полный при­зраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса (“Кон­ца Мира”;): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, симво­листская сущность стихотворений остается. В стихотворении “Фаб­рика”; желтый и черный цвета (“окна желты”;, “черный кто-то”;, “в желтых окнах засмеются”;) символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, “все слышавший со своей вершины”;, не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. (“Фабрика”;)

Глоссарий:

– стихи о прекрасной даме блок анализ – анализ стихи о прекрасной даме – анализ цикла стихи о прекрасной даме – александр блок стихи о прекрасной даме анализ – анализ стихотворения блока стихи о прекрасной даме


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ цикла стихотворений Блок “Стихи о Прекрасной даме”