Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв



Трубадуры – пров. поэты и певцы. trobar = “находить” (“изобретать”), на провансальском языке. Первым трубадуром был – Гильем Аквитанский (КXI – НXII), и Джауфре Рюдель (сер XII ), Маркабрюн (сер. XII ), Бернарт де Вентадорн (2/2XII) , Гираут де Борнель (2/2XII), Бертран де Борн (КXII – НXIII), Арнаут Даниэль (2/2XII), Пейре Видаль (3/4 XII).

2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный)

3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:

– дама прекрасна, совершенна душой

и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств

– дама: “свежие ланиты”, “атлас рук”, “свет глаз” → божественной красоты

– “я” лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.

4. доктрина любви:

– не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже

само добровольно принятое страдание – радость.

– трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы.

– любовь к даме – отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства.

– выдвижение на первый план “земной”, хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики.

– любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений (“служил” ей как вассал сеньору)

– “петь” = “любить”, любовная песнь замыкалась на самой себе

– fin amors – “тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви

5. жанры: (нормализовано):

– канцона жанр куртуазной любовной песни -: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто – зашифрованного условным именем, “сеньялем”.

– сирвента – о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.

– прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих).

– тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 – противоположное мнение) – варианты прений.

– пасторели – диалогический жанра, героиня всегда пастушка.

– альба (“заря, рассвет”) – песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете

6. Персонажи:

– дама – воплощение куртуазного идеала.

– влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик).

– муж дамы – носитель некуртуазных качеств.

– Lauzengiere – олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха, fals amore) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.

Бертран де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню.

Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка.

О Джауфре Рюделе – певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская.

Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.

Арнаут Даниель – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.

Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся “темный стиль”, т. е. большое количество метафор, недосказанностей и т. д., так, чтобы тебя понимали избранные.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв