Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв
Трубадуры – пров. поэты и певцы. trobar = “находить” (“изобретать”), на провансальском языке. Первым трубадуром был – Гильем Аквитанский (КXI – НXII), и Джауфре Рюдель (сер XII ), Маркабрюн (сер. XII ), Бернарт де Вентадорн (2/2XII) , Гираут де Борнель (2/2XII), Бертран де Борн (КXII – НXIII), Арнаут Даниэль (2/2XII), Пейре Видаль (3/4 XII).
2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный)
3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:
– дама прекрасна, совершенна душой
– дама: “свежие ланиты”, “атлас рук”, “свет глаз” → божественной красоты
– “я” лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.
4. доктрина любви:
– не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже
– трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы.
– любовь к даме – отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства.
– выдвижение на первый план “земной”, хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики.
– любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений (“служил” ей как вассал сеньору)
– “петь” = “любить”, любовная песнь замыкалась на самой себе
– fin amors – “тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви
5. жанры: (нормализовано):
– канцона жанр куртуазной любовной песни -: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто – зашифрованного условным именем, “сеньялем”.
– сирвента – о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.
– прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих).
– тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 – противоположное мнение) – варианты прений.
– пасторели – диалогический жанра, героиня всегда пастушка.
– альба (“заря, рассвет”) – песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете
6. Персонажи:
– дама – воплощение куртуазного идеала.
– влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик).
– муж дамы – носитель некуртуазных качеств.
– Lauzengiere – олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха, fals amore) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.
Бертран де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню.
Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка.
О Джауфре Рюделе – певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская.
Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.
Арнаут Даниель – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.
Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся “темный стиль”, т. е. большое количество метафор, недосказанностей и т. д., так, чтобы тебя понимали избранные.