Изучение повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

“Невский проспект” впервые был опубликован в сборнике “Арабески” (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки” (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски “Невского проспекта” вместе с черновыми записями “Ночи перед Рождеством” и “Портретом”.

Повести Гоголя “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”

(1835), “Нос” (1836), “Шинель” (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл.

Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема

повести – жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изучение повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” в 10-м классе