Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. А. Нечаенко первая «петербургская повесть» Гоголя «Невский проспект» (1835) рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в ней трагикомедия как повествовательный жанр корнями связана с поэтикой древнегреческой драмы, представлявшей сакральные мифологические сюжеты. С другой стороны, в гоголевской поэтике трагического в «Невском проспекте» автор предлагает выделить ритуал литературного жертвоприношения

— «именно ритуал, а не «художественный прием», ввиду того, что не столько эстетика, сколько христианская этика безусловно противится тому, чтобы именовать в данном контексте «приемом» принесение тем или иным писателем в жертву художественной идее не только Пискарева, но и многих других знаменитых героев русской классики — будь то пушкинские Цыган и Земфира, Ленский и Евгений из «Медного всадника», лермонтовский Мцыри, Базаров, Обломов или Петя Ростов, Андрей Болконский и Анна Каренина в романах Л. Н. Толстого.

К осознанию смысла данного ритуала приводит нас сам Гоголь, назвавший

«детски простодушного Пискарева» после его гибели «жертвой безумной страсти»».

«Мастерски пользуется Гоголь в «Невском проспекте» и литературной формой так называемых «лирических отступлений», прямых ремарок и комментариев всего происходящего непосредственно от повествователя. В греческой драме также существовал похожий прием («парабаса»), когда корифей хора напрямую обращался к зрителям, поясняя смысл происходящего на сцене».

В контексте всей мифопоэтической системы и семантически многоуровневой структуры текста, касающегося судьбы и гибели Пискарева, совершенно по-иному прочитываются и его сны. «Сновидения сделались его жизнию он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».

«Собственно, сновидения Пискарева — это цельный в своем художественном единстве онирический (в специальной литературе термин «онирический» является синонимом определения «сновидный» и происходит от греческого слова «oneiros», означающего «сновидение», «сон») цикл из шести знаково неоднородных снов, но семантически тесно связанных не только между собой, но и со всей мифопоэтической структурой повествования».


Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»