Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”

В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. А. Нечаенко первая “петербургская повесть” Гоголя “Невский проспект” (1835) рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в ней трагикомедия как повествовательный жанр корнями связана с поэтикой древнегреческой драмы, представлявшей сакральные мифологические сюжеты. С другой стороны, в гоголевской поэтике трагического в “Невском проспекте” автор предлагает выделить ритуал литературного жертвоприношения

– “именно ритуал, а не “художественный прием”, ввиду того, что не столько эстетика, сколько христианская этика безусловно противится тому, чтобы именовать в данном контексте “приемом” принесение тем или иным писателем в жертву художественной идее не только Пискарева, но и многих других знаменитых героев русской классики – будь то пушкинские Цыган и Земфира, Ленский и Евгений из “Медного всадника”, лермонтовский Мцыри, Базаров, Обломов или Петя Ростов, Андрей Болконский и Анна Каренина в романах Л. Н. Толстого.

К осознанию смысла данного ритуала приводит нас сам Гоголь,

назвавший “детски простодушного Пискарева” после его гибели “жертвой безумной страсти””.

“Мастерски пользуется Гоголь в “Невском проспекте” и литературной формой так называемых “лирических отступлений”, прямых ремарок и комментариев всего происходящего непосредственно от повествователя. В греческой драме также существовал похожий прием (“парабаса”), когда корифей хора напрямую обращался к зрителям, поясняя смысл происходящего на сцене”.

В контексте всей мифопоэтической системы и семантически многоуровневой структуры текста, касающегося судьбы и гибели Пискарева, совершенно по-иному прочитываются и его сны. “Сновидения сделались его жизнию он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне”.

“Собственно, сновидения Пискарева – это цельный в своем художественном единстве онирический (в специальной литературе термин “онирический” является синонимом определения “сновидный” и происходит от греческого слова “oneiros”, означающего “сновидение”, “сон”) цикл из шести знаково неоднородных снов, но семантически тесно связанных не только между собой, но и со всей мифопоэтической структурой повествования”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”