История создания произведений И. А. Бунина
История создания произведений И. А. Бунина – крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреата среди представителей русской литературы – четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. – произведения, написанные в России (из прозы: “Антоновские яблоки”;, “Деревня”;, “Суходол”;, “Иоанн Рыдалец”;, “Чаша жизни”;, “Господин из Сан – Франциско”;, “Братья”;, “Легкое дыхание”;, “Грамматика любви”;, “Сны Чанга”; и др.; из поэзии: “Листопад”;, “На распутье”;,
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило
Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не принимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в небольшом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произведений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются памятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. “Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!”; – отмечал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литературы XIX века: “Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малейшего корешка чувствую”;, – говорил Бунин. Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии.
Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Орле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. “Русское богатство”; напечатало его рассказ “Деревенский эскиз”; (“Танька”;). Много лет спустя Бунин говорил: “Свои стихи… я не отграничиваю от своей прозы”;. Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало. Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями (прежде всего А. П. Чеховым и участниками литературного кружка “Среда”; – А. М. Горьким, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым и др.).
Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: “Из него большой писатель выйдет”;. Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве “Знание”;. Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник “Листопад”; (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате”;. В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”; (1927-1937), самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов “Темные аллеи”; (1944), также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви. В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни.
Это художественно-философский трактат “Освобождение Толстого”; (1937) и неоконченная книга “Чехов”;. Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ “Бернар”;, который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что “заслужил право сказать о себе”; как о художнике, исполнившем “свой скромный долг”;. А последнее его стихотворение “Два венка”; рисует уже образ надвигающейся смерти: Жду нового венка – и помню, что сплетен Из мирта темного он будет: В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон, Он навсегда чело мое остудит. Писателя не стало 7 ноября 1953 года.
Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.