С думой о России и о человеке (на примере произведений Бунина)

Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду. Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел бурную жизнь кутилы и игрока, разорился и вынужден был поселиться с семьей на хуторе в Елецком уезде Орловской губернии.

Здесь провел свои детские и отроческие годы будущий писатель. “Тут,- писал он,- в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной

и своеобразной”.

Эта жизнь на хуторе – постоянное общение с дворовыми людьми, с ближними соседями, бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком. С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал также своего старшего брата Юлия Алексеевича.

Это был хорошо образованный человек, активно участвовавший в общественной и политической жизни, переживший и тюремное заключение и трехлетнюю ссылку в уездную

глушь. Юлии Бунин пробудил в младшем брате любовь к литературе, под его влиянием Иван Бунин полюбил книги, “один вид которых давал мне почти физическое наслаждение”,- вспоминал он в годы зрелости. Гимназию Бунин так и не закончил, некоторое время он жил на хуторе у родителей, колеблясь в выборе профессии.

Разорение семьи чувствовалось все сильнее и сильнее, и юноша решил уехать из родного дома. Вначале он поселился в Харькове у брата, затем переехал в Орел, работал в местной газете, служил в земстве в. Полтаве. Именно к этому времени и относится появление его первых, значительных для развития его творчества, произведений в печати.

В эти годы Бунин “усердно учился, писал, ездил, ходил по Малороссии”, и эти странствия надолго: сохранились в его памяти и отражены в ряде его рассказов, в частности в рассказе “Лирник Родион” (в первой редакции он назывался “Псальма”), проникнутом любовью к украинскому народу, восхищением врожденной его одаренностью. В пору странствий Бунина по Приднепровью, говоря его же словами, он “был влюблен в Малороссию, в ее реки, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни и душу его”. Трудные годы, годы нужды и исканий прошли, литературная судьба Бунина складывалась счастливо, критика относилась к нему уважительно, его именовали “певцом осени, грусти и дворянских гнезд”, отдавали должное прекрасному русскому языку его рассказов.

В 1887 году, в одном из номеров петербургского ежедневного журнала “Родина”, было напечатано стихотворение семнадцатилетнего юноши Ивана Бунина. В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в “Книжках недели”, в журнале, где часто печатались произведения Льва Толстого, Щедрина, Глеба Успенского. С тех пор имя поэта Ивана Бунина начинает появляться на страницах ежемесячных и иллюстрированных журналов, а вскоре выходит и первая книжка его стихов.

В 1895 году в журнале “Новое слово” появился рассказ Бунина “На край света”, рассказ, проникнутый горячим сочувствием к крестьянам-переселенцам из Украины, которых голод и нужда гнали из родного села в далекий Уссурийский край. В рассказе выделяется Василь Шкуть: “А вот на горе, возле мельниц, стойт в толпе стариков старый Василь Шкуть. Он высок, широкоплеч и сутул. От всей фигуры его еще веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо!

Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат.” Люди с трудом расстаються со своими близкими, и Бунин указал на лицо, скорбное лицо Василя. “Уже почти все разбрелись по домам… Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом”

В конце рассказа Бунин обращает наше внимание на ночлег переселенцев. При встрече земляка они с какой-то радостью встрепенулись, окружили его, улыбались и жали ему руку, словно не видались много-много лет. Взволнованные встречей, засыпали они, и все думали об одном,- о далекой не известной стране на краю света, о дорогах и больших реках в пути, о родном покинутом селе. Они понимают что их всегда будет тянуть в родной дом, и поэтому, только-что оторванные от туда, им кажется, что они за тысячу верст ото всего привычного, родного.

Именно по этому они с такой радостью встречали земляка. Этот рассказ обратил на себя внимание читателей и литераторов. В 1897 году вышел в свет сборник рассказов молодого писателя, встреченный почти единодушными похвалами.

Его произведения на темы современной ему русской жизни, при всей их непосредственной художественно-впечатляющей силе, не так-то легки для обобщенно-теоретического понимания: “Антоновские яблоки”, “Золотое дно”, “Деревня”, “Суходол”, “Ночной разговор”, “Веселый двор”, “Худая трава” и другие. Это относится и к произведениям, отражающим многочисленные поездки писателя по свету, его критические раздумья о судьбах буржуазной цивилизации: “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”.

Подробнее я хочу остановиться на произведении “Антоновские яблоки”. Основной тон этого рассказа-монолога – грусть, хотя иногда прорывается и мажорная нота: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” Сладкие воспоминания о былом, рассказы старших воплощаются в такие стилистические и синтаксимческие формы, что простым соединением слов передаются сложные нюансы душевного состояния героя-рассказчика. Самое главное в рассказе не тоска по прошлому, а нечто более постоянное в чувстве жизни. Рассказ покоряет огромной художественной силой, лирической задушевностью, высокой поэзией родной природы.

Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами – земли, крестьянской жизни, быта, труда: тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, запах костра, грибной сырости, “запах озябшего за ночь сада”…

Целый букет – острый и многообразный – запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещчьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: “Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…” Все воспоминания рассказчика связаны с запахом прелестных яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни.

Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную жизнь вообще. Она прекрастна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Вот по этому наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни. Но для Бунина хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь, описанная в рассказе!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

С думой о России и о человеке (на примере произведений Бунина)