Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина (по рассказу “Легкое дыхание”)

Как известно, название произведения несет большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит в себе не только тему, но и главную идею или конфликт. Эта характерная черта относится и к творчеству И. А. Бунина.
В сборнике “Темные аллеи” (1943 год) многие его рассказы озаглавлены, исходя именно из такого критерия: “Темные аллеи” (символ таинственности любви и душ влюбленных), “Смарагд” (символ чистоты чувств, их индивидуальности). И таких примеров множество.
Одним из самых интересных и таинственных в указанном сборнике

является рассказ “Легкое дыхание”. Это трагическая история Оли Мещерской, которая погибает от рук своего любовника. А если обратиться к проблематике всего цикла “Темные аллеи”, то станет ясно, что трагический мотив является здесь сквозным.
Еще в поэзии 1910-х годов Бунин раскрыл трепетные переживания: ожидание счастья, пробуждение души. В русском фольклоре, в мифах других народов увидел он созвучное себе преклонение перед красотой. Но, пожалуй, самым близким автору стал мотив утраты молодого чистого чувства. Дума о нем отлилась во множестве просветленно-печальных стихотворений этих лет:
/> Нам тогда – тебе шестнадцать было,
Мне семнадцать лет,
Но ты помнишь, как ты отворила
Дверь на лунный свет?
Потому высокой нотой прозрения звучат строки и воспоминания о давно покинувшей земной мир возлюбленной.
Ситуация по-иному была истолкована в прозе Бунина. Взыскательный взгляд обращен здесь к истокам преждевременной гибели юного существа. В результате появилась подлинная жемчужина творчества писателя – рассказ “Легкое дыхание”.
Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются как важный элемент авторской концепции. С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, “с поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.
Противоречивые впечатления накапливаются и дальше: гимназическая слава Оли и толки о ее ветрености; беззаботность, счастье и заключительная фраза – “совсем сошла с ума от веселья”.
Всюду оттеняется разрыв между кажущимся и действительным, вплоть до заключительных моментов жизни девушки. Детское поведение гимназистки на перемене и ее признание в том, что она женщина; спокойная беседа в кабинете начальницы, а затем краткое сообщение: “А через месяц казачий офицер некрасивый и плебейского вида застрелил ее на платформе”.
Внимание постоянно направлено к каким-то потаенным, греховным пружинам Олиного поведения. Вдруг открывается ее тайная связь то с офицером, то с пятидесятишестилетним Малютиным. Тем не менее, до конца рассказа сохранено удивительное дыхание красоты “бессмертно сияющие чистым взглядом глаза”.
В самой трактовке образа есть двойственность оценок, что и вызвало спорные суждения о произведении. Понять его помогает сам Бунин, сказавший о рассказе: “Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием. Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание, недумание”.
Снова это слово – “недумание”. Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. “Легкое дыхание” развивает коренную и трагичную для Бунина тему. Оля повторяет: “Я не понимаю, как могло это случиться”, “я никогда не думала, что я такая”.

В рассказе постоянно присутствует мотив стихийного движения, стремительные, неосознанные перемены – импульсивность поступка: “Я совсем сошла с ума”.
В душе Мещерской нет ни осмысленного порока, ни боли раскаяния, ни чувства мести. Но такое положение страшно: гибнет создание, не уразумевшее опасности своего положения. В чем всемерно помогает девушке ее равнодушное, тоже немыслящее окружение.
Однако рассказ не исчерпывается этим горьким смехом. Все произошедшее не коснулось “легкого дыхания” героини – ее жажда какой-то особенной, прекрасной судьбы осталась немеркнущей. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство.

Автор сохраняет эти потенциальные возможности. Они не могут исчезнуть как вечное влечение к счастью, совершенству.
Прерывая объективное, хотя и предельно экспрессивное повествование, писатель завершает его своими словами о желанном для себя и необходимом для нас идеальном исходе: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире…”
Образ “легкого дыхания” приобретает самостоятельность, не иссякающее со смертью героини значение.
Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному.

Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина (по рассказу “Легкое дыхание”)