Исторические моменты развития классицизма во Франции
XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция — самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. В литературе становление классицистического направления связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра.
В 1635 г. в Париже организуется Академия
Эстетические взгляды Мольера
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив
Литература классицизма развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого.
Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности.
Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят, полемизирует с неприемлемыми взглядами.
Философской основой классицизма послужил Рационализм Р. Декарта. Декарт (1596 — 1650) — французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.
Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме, врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Д. на природу носили, в основном, механистический характер. Вселенная — это огромный механизм.
Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но, в последствии, развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учений о природе.
Душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Субстанция — бог. Все остальное есть нечто сотворенное богом.
Мир Д. разделил на два рода субстанций — материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты — производные от них.
Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте. Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания. Метод научного познания Декарта называется рационалистическим.
Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному. Ему принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, существую».
Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в оптимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден). Для него характерны:
Резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
Схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
Механическое развертывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.
Правда, пьесам Мольера присуща большая динамичность комедийного действия; но динамика эта — внешняя, она иноположна характерам, которые в основном статичны по своему психологическому содержанию. Это подмечено уже Пушкиным, который писал, противопоставляя Мольера Шекспиру: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков… У Мольера скупой скуп и только».