Сочинение: Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов)

Вопрос экзаменационного билета (билет № 2, вопрос 1)

По творчеству Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди­аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо­вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов.

Об этом выдающемся деяте­ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он “сам был первым русским университетом”. Уни­версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его “отцом нашей стихотворной речи”, и в собственных поэтичес­ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин “классицизм” произошел от латинского слова “classicus”, что значит “образцовый”. В основе этого литера­турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Ок­ружающий мир не соответствует идеалу.

Он должен быть пре­ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен­но и героями произведений классицистов могли быть не ря­довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти­тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию “трех штилей”, разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже­ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос­хваления высших достижений человека, для выражения глубо­ких философских идей, а также для прославления лиц, сто­ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север­ного сияния”. В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос­клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является “Ода на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы­разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо­го славил в других своих произведениях, утверждая: “Несрав­ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не­возможно”. Начало оды – это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под­разумевается мирное развитие государства.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну­тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: “Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет”. Воздав за это хвалы императрице, Ломо­носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз­ни человека:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо­сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны – умеренность в том, “что может собственных Платонов и быст­рых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ­ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение: Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов)