Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, романтизм по прямой ничего не делит. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний.
Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Романтический герой – это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью и после
Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он – особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он – торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.
Все романтические произведения отличают характерные признаки:
В каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором. автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват.
Признаки классицистической литературы:
Единство времени. единство места. единство тона (не смешивать комическое и трагическое).
Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы. Сюжеты в классицистическом произведении брали из античной литературы или из древней истории.
Романтизм – явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой – презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов.
Суть второй – признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.
Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий. Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
Первый – в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен оптимизм, возвышенные чувства.
Второй – в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру. Исходным принципом романтизма было “двоемирие”: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.
Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений.