Сначала была Голгофа.
Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года. Самого обычного для всех и последнего теперь уже, наверное, для него.
До смерти оставалось несколько минут. Троих уже привязывали к столбам. Прозвучала какая-то команда, он ее не расслышал, но увидел, как серые солдаты подняли ружья на изготовку. А в ушах, во всем существе еще глухо отдавалось неотвратимое: «…Отставного инженер-поручика Достоевского… подвергнуть смертной казни расстрелянием…»
Сквозь морозные клубы дыма, стоявшего над серыми домами, вдруг выбился луч солнца, сверкнул на золоченом куполе собора, ударил в глаза неизъяснимым светом. Но он стоял на эшафоте, и жить ему оставалось минут пять, не больше.
Глухо раздалось: «На прицел!», и черные ружья напряженно вытянулись к приговоренным. «Момент этот был поистине ужасен, — вспоминал потом один из осужденных. — Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался с полминуты…» Барабанная дробь будто разрезала холодное молчание декабрьского утра, и шестнадцать ружей мгновенно уставились в небо… И словно из невозможного сна сознание начало увязывать в смысл чужие, отрывистые, как дробь барабана, слова:
Его величество по прочтении всеподданнейшего доклада… повелел вместо смертной казни… Отставного инженер-поручика Федора Достоевского… в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…
Жизнь…
Она вся «пронеслась вдруг в… уме, как в калейдоскопе, быстро, как молния и картинка», — так рассказывал потом об этих мгновениях сам Достоевский. Все его недолгие двадцать семь лет, сжатые в несколько секунд, озаренных предвестием невозможной жизни. И это тоже нужно было «перетащить на себе».
И не сойти с ума, и не сломиться…
«Брат! Я не уныл и не упал духом, — писал он вечером, после только что пережитого перед лицом смерти, в ожидании, теперь уж совсем недолгом, сибирской каторги. — Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это.
Эта идея вошла в плоть и кровь мою…
Как оглянусь на прошлое да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности… как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму.
Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему…»
Он сдержит клятву. Он «умрет» в Мертвом доме, как зерно, падшее в землю, чтобы принести много плодов…
Ровно через десять лет Достоевский вновь вернется в Петербург. Вернется не сломленным, но с новой верой. В нем останется все то же — и даже окрепнет, обретет почву — «духа мощное господство», но человек, прошедший через все круги ада и вернувшийся вновь к жизни, не может быть прежним.
- Истоки творчества Александра Сергеевича Пушкина Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве. В его семье все увлекались литературой, поэзией, музыкой. В доме имелась богатая библиотека, поэтому нет ничего странного в том, что мальчик к одиннадцати годам удивлял взрослых своей начитанностью. Он не только много читал, но и сам писал стихи, поэмы, сочинил комедию, которая привела в восторг сестру. ... Читать далее...
- Философские и литературные истоки творчества Расина Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина Уже при жизни Корнеля современники утверждали, что творчество драматурга угасло, устарело. Однако и после смерти создателя трагедии «Сид» творчество Корнеля продолжается и откликается в определенной мере в драматургии Расина, но в иной форме, других художественных параметрах. Став преемником Корнеля, Расин отказывается ... Читать далее...
- Истоки творчества Бунина Когда начиналась бунинская проза? Очень рано, с детских дневничков, в которые мальчик записывал свои переживания, впечатления, где в первую очередь пытался выразить свое повышенное ощущение природы и жизни, которым был наделен с рождения. Вот одна такая запись;: «Моя писательская жизнь началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, ... Читать далее...
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») (Второй вариант) Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно… А. С. Пушкин Роман (бессмертное произведение) «Преступление и наказание» принадлежит к тем великим произведениям мировой литературы, значение которых возрастает для каждого последующего поколения. Образ Родиона Раскольникова стал вечным спутником человечества, ибо на его примере Достоевский поставил вопрос о путях развития человеческой личности в ... Читать далее...
- Истоки творчества Гр. Тютюнника Григор Тютюнник славный украинский писатель XX века, который сумел заглянуть глубоко в душу человека, раскрыть ее в тончайших психологических нюансах, полнокровно воссоздать характеры своих современников. Несмотря на душную атмосферу времени, сохранил творческую индивидуальность, был честным перед собой и своим народом. Это «суровый реалист», «живописец правды», как называл его Олесь Гончар. Все творчество Григора Тютюнника опирается ... Читать далее...
- Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского Главный герой романа — Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: «комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями». И не смотря на эту ужасную обстановку, которая вынудила его на преступление, Раскольников человек гуманный. Об этом свидетельствуют его поступки: ... Читать далее...
- Интересные подробности жизни и творчества Ф. М. Достоевского Первой книгой, которую будущий писатель прочел в детские годы, стал сборник «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового завета». На каторге Достоевского лишили права не только заниматься литературным творчеством, но даже писать и читать. Единственной разрешенной книгой было Евангелие, переданное ему вместе с едой и теплой одеждой женами ссыльных декабристов. Эту книгу он постоянно перечитывал ... Читать далее...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (1821-1881) Место Достоевского в истории русской и мировой литературы. Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Смерть матери, отца. Участие в кружке Петрашевского. «Бедные люди» (1845 г.) — первая повесть Достоевского. Каторга (Тобольск, Омский острог. Семипалатинск). Путь к вере. Возвращение после смерти Николая 1. Переезд в Тверь. «Село Степанчиково и его обитатели» (публикация в журнале «Отечественные ... Читать далее...
- Пик творчества Достоевского В 1862 году Достоевский временно покидает родные края и уезжает за границу, путешествуя по Франции, Швейцарии, Англии, Германии, северной Италии. Тогда-то впервые проявилась страсть писателя к карточным играм, ставшая препятствием материальному благополучию семьи. В 1864 году Достоевский писал: «Мне показалось, что мир раскололся надвое, и места мне в нем нет». В апреле умерла жена Марья ... Читать далее...
- Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе От редакции Технологическая карта — интересный опыт планирования занятия по литературе. У нее несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более четко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко — и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию ... Читать далее...
- Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» — это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. ... Читать далее...
- Истоки украинской реформы образования Для эффективного изучения иностранного языка в раннем возрасте в школах Турции вводятся существенные изменения в учебной программе по английскому языку. В рамках совместного проекта, реализуемого Министерством национального образования Турции и Совета Турции по научно-техническим исследованиям (TÜBİTAK), для занятий по английскому языку в начальных классах школ готовится Новая учебная программа, которая Вместо ориентации образовательного процесса на ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Истоки РУССКОГО ПАТРИОТИЗМА (СОЧИНЕНИЕ-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РАБОТАМ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ) Каждый из нас прекрасно понимает, что патриотизм, как и всякое другое человеческое чувство, имеет свои истоки. Русский философ В. Соловьев, говоря о патриотизме, замечает, что для каждого человека «он имеет свои утробные корни, которые остаются и еще крепнут от внешнего разрыва… Без этих натуральных корней нет ... Читать далее...
- Истоки пацифизма Л. Н. Толстого (по «Севастопольским рассказам») Факт войны — убийство. Л. Толстой Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим ... Читать далее...
- Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта Раскольников и Базаров — дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через него люди выражали свой характер, свои мысли, кроме того, бунтовать стало очень модно. Но, конечно, бунт Раскольникова и Базарова — не дань моде, а способ самовыражения, можно даже сказать, принцип ... Читать далее...
- Сочинение: Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Заглавный герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» — яркий представитель образа — типа «лишних людей», созданного русской литературой девятнадцатого века. Что же представляет собой этот тип? Его характернейшая черта — противоречие между незаурядными индивидуальными способностями человека и их невостребованностью окружающей общественной средой. Она создает такие обстоятельства, при которых одаренный, честный и порядочный ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление? Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова — истоки трагедии» < p>В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» рассказано о судьбе донского казака, красивого, сильного и отважного мужчины — Григория Мелехова. Жизнь его вышла более чем трагичной, напряженной и противоречивой. Ведь молодость Григория выпала на время Первой мировой войны, а зрелые годы — на смутное время войны гражданской, на последующие периоды голода и бандитского разгула. < ... Читать далее...
- Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза») «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой — сельский вид», — такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность: «Не может укрыться град, в верху горы стоя». В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровная» — эпиграф и поэтическое зерно ... Читать далее...
- Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны (по повести «Знак беды») Василь Быков — автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести «Знак беды», написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды — это нравственные истоки ее будущего подвига. «В мирную жизнь вторгается страшное слово — война. Немцы быстро наступают», оставляя ... Читать далее...
- Истоки убийства Германом главной героини (по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» ) Герой романа А. С. Пушкина Герман — молодой человек, обделенный крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один из вечеров у конногвардейца Нарумова, Герман как всегда лишь наблюдал за игрой в карты, не принимая участия. За разговором он случайно узнает от Томского о его загадочной бабушке, графине ... Читать далее...
- «Петербург Достоевского» (По роману Достоевского «Преступление и наказание») ———————————- Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но ... Читать далее...
- «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» или «Идиот») Высказывание Анненского наиболее тесно связано с образом Сони Мармеладовой. Вообще, роман Достоевского «Преступление и наказание» — роман идеологический, каждый герой здесь — носитель идеи. Идея не то же самое, что теория; у Сони нет теории, но есть идея. Раскольников и Соня по своей жизненной позиции прежде всего противопоставлены. Но в них есть и общее: прежде ... Читать далее...
- Истоки «Тихого Дона» Истоки «Тихого Дона» — у порога мелеховского куреня. На тропинке, ведущей от берега Дона к родному базу, происходит и последняя встреча с Григорием: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим ... Читать далее...
- Истоки создания образов в русской литературе Тип урока: урок-мастерская. Домашнее задание к уроку: вспомнить русские народные волшебные сказки («Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Волшебное кольцо», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Финист — ясный сокол», «Поди туда — не знаю куда», «Сивка-бурка») и былины; подготовить краткий пересказ сюжета одной из сказок или былин. Материалы к уроку: ... Читать далее...
- Радость и муки творчества, 1 вариант (сочинение-рассуждение) Творческий успех — это, несомненно, большая радость. Но чтобы его достичь (и вообще чего-нибудь достичь в жизни), приходится испытать столько мук — физических и душевных! Будь то музыка, живопись или другой вид искусства. Например, чтоб достичь творческого успеха в музыке, надо в совершенстве владеть инструментом. Чтобы владеть инструментом — сколько надо попотеть! Это большие мучения. ... Читать далее...
- «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение — новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял ... Читать далее...
- Нравственные истоки подвига человека на войне Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина Военная тема является основной в произведениях белорусского писателя Василя Быкова, потому что он сам прошел множество фронтовых дорог, многое увидел, пережил, выстрадал. Герои большинства повестей этого замечательного ... Читать далее...
- Истоки Английского реализма Уильям Шекспир родился в городе Стретворде, в семье перчаточника, который в будущем стал мэром. Он рано покинул свой город, жил в Лондоне, поступил в театр, где работал суфлером, помощником режиссера, потом актером. Он создал свой театр «Глобус». Для эпохи возрождения типично появление гениального самоучки (Шекспир не получил глубокого и всестороннего образования). Его сборники сонетов, состоящих ... Читать далее...
- Смысл и истоки теории Раскольникова В романе «Преступление и наказание» Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление? Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но ... Читать далее...
- В чем духовные истоки героизма? Факт победы или поражения в войне становится итогом нескольких составляющих, в число которых входит моральный фактор. На защиту чего встали советские люди? Народ защищал свое государства, и свою Родину. Павшими и живыми в данное понятие вкладывалось все лучшее, касающееся жизни страны, их семей, и детей, а также построения нового справедливого общества. Они испытывали чувство гордости ... Читать далее...
- Биография Истоки. Детство Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на «хуторе пустоши Столпово», относившемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой, многодетной семье крестьянина-кузнеца. Позже он не раз вспоминал о «хуторском глухом подворье», о своей «малой родине» — Смоленщине, ее природе и людях. Ему были далеко не безразличны свои родовые корни. В поэме «За далью — ... Читать далее...
- Истоки Французского реализма В литературе, живописи и музыке «реализм» в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь — представление о том, что человек зависит от обстановки и общества которое его воспитало. Реалисты стараются использовать стиль своих современников. Подробно описывают политическую, историческую и общественно-бытовую обстановку в стране. Синтаксис литературной фразы у ... Читать далее...
- Истоки древнегреческой комедии Комедия получила свое признание гораздо позже трагедии. Переводилась комедия с греческого языка как «ватага гуляк» или «песня козла». Первые комедийные постановки возникли на Дионисиях (праздниках). Объект комедий не мифологическое прошлое, а живая современность, в комедиях авторы и актеры пытались разрешить актуальные вопросы политической и культурной жизни. Отличительная черта древней комедии — полная свобода личной издевки ... Читать далее...
- Истоки преступления Раскольникова Корни преступления уходят в теорию героя о двух разрядах людей, разрешающую людям первого разряда (избранным) убивать (если потребуется для их целей) людей второго разряда (низших). Эта бесчеловечная, безнравственная теория заполнила все сознание героя, загипнотизировав, поработив его и деформировав все его реакции на окружающий мир и на самого себя. Став сжигающей страстью, эта идея превратила бедного ... Читать далее...
- Истоки русского патриотизма Каждый из нас прекрасно понимает, что патриотизм, как и всякое другое человеческое чувство, имеет свои истоки. Русский философ В. Соловьев, говоря о патриотизме, замечает, что для каждого человека «он имеет свои утробные корни, которые остаются и еще крепнут от внешнего разрыва… Без этих натуральных корней нет настоящего патриотизма. Всякий знает, однако, что никогда в природе ... Читать далее...
- Социальные, психологические и нравственные истоки теории Раскольникова Роман «Преступление и наказание» является вершиной творчества одного из самых ярких и талантливых прозаиков XIX в. Ф. М. Достоевский, создавая это произведение, затронул весьма актуальные для общества того времени темы, которые не утратили своей остроты и сегодня. В одном из писем автор упоминал о природе этого романа как об исследовании современных ему процессов, происходящих в ... Читать далее...
- Юмор М. Зощенко и его истоки Я соединяю… характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда герои становится нам знакомым и где-то виденным. М. Зощенко М. Зощенко заслужил признание и уважение в литературных кругах и бесконечную любовь своих многочисленных читателей за удивительно короткий срок. Талантливый писатель-сатирик, он оставил после себя богатое наследие, состоящее из множества рассказов и фельетонов, повестей, пьес, ... Читать далее...
- НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») «Гроза» А. Н. Островского — не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, — открытие народного героического характера. В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя ... Читать далее...
- Жизненные истоки будущего Мольера Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.1. Жизненные истоки будущего Мольера Жан-Батист Поклен (Мольер) (1622-1673), сын придворного обойщика-декоратора, ученик иезуитского Клермонского коллежа, выпускник курса юридических наук в Орлеанском университете, где изучали античность, латинский язык, философию Лукреция («О природе вещей»), философию П. Гассенди. В творчестве Мольера отразился рост самосознания народа, постепенное ... Читать далее...
Истоки творчества Ф. М. Достоевского