Сочинение на тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

В романе “Преступление и наказание” Достоевский продол­жил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бун­та человека, не желающего быть “тварью дрожащей”. В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?

Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужи­на, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищен­скую трагическую жизнь семьи Мармеладовых.

В тесных, затх­лых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные бо­лезнями, нищетой, несправедливостью “бедные люди”. Страш­ная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пыта­ется найти выход.

Но собственная бедность, желание помочь своим ближним – не главные причины совершенного преступ­ления. Сам герой признается: “… Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был”.

Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку – их большин­ство; другие способны нарушать установленные законы и при­знанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не ос­танавливаясь перед преступлениями, – это “избранные”, “необыкновенные” люди, среди них величайший – Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике прове­рить, “тварь ли я дрожащая или право имею…” Он должен дока­зать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи – не импульсивное движе­ние, а продуманный шаг.

Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что со­вершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. “Имею ли право?” – этот вопрос волнует Раскольникова больше стару­хиных денег.

Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова преж­де всего факт нарушения нравственных законов, а не юридиче­ских. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Рас­кольников переживает мучительный кризис. “Я не старуху убил, я себя убил”, – говорит он Соне Мармеладовой.

Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что “разомкнутость и разъединенность с челове­чеством” очень тяжелы и мучительны.

В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравст­венные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно “двойники” Раскольникова.

С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников уз­нает себя в Лужине – расчетливом и бессердечном дельце. Лу­жин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.

Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о “личном интересе”, и только. “Экономическая” мораль Лужина приводит к мысли, что “людей резать можно”. Это низменный вариант принципа Раскольникова “все дозволено”.

Другим “двойником” Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят по­шлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, рас­пущенность ведут к нравственной опустошенности и в конеч­ном счете к оправданию преступления.

Раскольникову невыно­сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она “как все”.

Можно сказать, что многие персонажи романа – это овеще­ствленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все – осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.

Сюжет “Преступления и наказания” проходит через две куль­минации. Первая точка – преступление, вторая – наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность.

Путь от преступления к наказанию намеренно затя­нут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольни­кова. Но ни один не может решить дело наказания.

И все длится собственный суд.

Достоевский не показывает нравственного возрождения ге­роя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею “сверхчеловека”.

Глоссарий:

– смысл названия романа преступление и наказание

– теория раскольникова в романе преступление и наказание сочинение

– сочинение на тему теория раскольникова

– сочинение теория раскольникова в романе преступление и наказание

– теория раскольникова в романе преступление и наказание



Сочинение на тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”