Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” был написан осенью 1894 года. В основе произведения лежит поиск незаурядной личностью разных возможностей своей связи с людьми.
Появление Ларры, сына орла и женщины, грозит разрушить лад между людьми. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем. Это видно и в портрете: “Все видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.
Проявляется гордыня Ларры и в его позе: “…стоял один против всех, рядом с
Таким образом, конфликт между Ларрой, который считает себя первым на земле, и племенем, соблюдающим законы общества, неизбежен.
С особой силой этот конфликт проявляется в кульминационной сцене – сцене суда над Ларрой. Здесь сталкиваются два взаимоисключающих миропонимания. С одной стороны – этика племени, правила существования человека среди таких же, как он, людей: “… За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”.
С
Человек, который отделил себя от других, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования. Чуждый и ненужный другим, он становится не нужен самому себе. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: “Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему…” Бестелесная тень, обреченная на вечное скитание, – вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
Таким образом, Ларра осознал свое “лучшее” как право стоять над людьми и требовать себе преимуществ перед всеми. Он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе этот персонаж.
Образ орла прямо связан здесь с мотивом смерти и жестокости. Обращает на себя внимание и параллелизм сюжетных линий легенды. Отец Ларры, орел, похищает красавицу девушку, и люди бессильны помочь ей: “стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно в землю”.
Ларре, убившему красивую девушку, тоже не страшно оружие людей: “Он приходил в племя, – замечает рассказчица, – и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тело”.
Ларра – полуживое-полумертвое существо, лишь внешне подобное человеку, но низвергнутое из жизни. Поэтому он и сеет вокруг себя смерть, живое обращая в камень. Отсюда особое значение получает попытка самоубийства Ларры.
Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался “точно в камень ударил им”.
Таким образом, орлиная кровь Ларры, его сердечная окаменелость объясняют бесчеловечность “отверженного”. Неслучайно, рассказывая об этом герое, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток.
Пейзаж занимает особое место в ранних рассказах Горького. Он зачастую преувеличенно красив, описание природы изобилует эпитетами. В легенде о Ларре смятенное состояние жителей “страны большой реки” передано средствами ночного пейзажа: “ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…”
Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень: “…в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там”. Здесь упоминается солнце, но оно не вызывает ассоциации со светом, так как это “жестоко жаркое” солнце.
Тень – это, по сути, черный цвет. А из всех цветов у черного самая конкретная и однозначная символика. Черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма.
Прочих цветов в этой легенде нет.
В эпизоде с Ларой, как и во всем рассказе, ярко прослеживаются черты романтизма. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Он бросает вызов миру, зная часто, что не будет в этой битве победителем.
Эти черты романтизма ярко прослеживаются в личности Ларры.