Романтический идеал Горького – Старуха Изергиль

Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького “Старуха Изергиль”)

Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя “Старуха Изергиль”.

Характеры в нем выписаны контрастными, “черно-белыми” красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому отрицательные герои получают у Горького однознач­ную

оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

Рассказ А.М. Горького “Старуха Изергиль” построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть – ле­генда о Ларре, вторая – рассказ Изергиль о своей молодо­сти, третья – легенда о Данко.

При этом первая и третья час­ти контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра – это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он “ловок, хищен, силен, жесток”.

Чер­ты характера героя

подчеркнуты в его внешнем облике: “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”. Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один.

И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен:”…он стал уже как тень и таким будет веч­но! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…”.

Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал ис­кать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. “Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!”.

Создавая образ Ларры, автор использует эпитеты (“краси­вый и сильный”), сравнения (“вольный, как птица”), метафо­ру (“В глазах его было столько тоски, что можно было бы отра­вить ею всех людей мира”).

Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный ин­дивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, – такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себя­любие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна.

Истинный же героизм состоит в готовности человека совер­шить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, человек, веду­щий свой народ на свободу. На пути людей возникали труд­ности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, тем­нота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали ду­хом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факе­лом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

Люди же, изумленные, стали, как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое мес­то, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям”.

Автор здесь использует эпитеты (“великой любви”, “дро­жащая тьма”), сравнения (“пылало так ярко, как солнце”), олицетворение и метафору (“лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”).

В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писа­теля положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, от­рицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой.

И эта тема – движение “от тьмы к свету” – была одной из ключе­вых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье?

Для первого героя, Ларры, счастье – в индивидуализме, в утверждении собствен­ной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубо­кое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изер­гиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь.

Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, от­крыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было насто­ящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Дан­ко символизирует у Горького высшее проявление красоты че­ловеческого духа.

Этот герой воплощает историческое и мета­физическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтический идеал Горького – Старуха Изергиль