Сочинение по рассказу “Старуха Изергиль”

“Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе ” Старуха Изергиль ” отразились впечатления писателя от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Этот рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию таких рассказов, как “Макар Чудра” и “Челкаш”.

Но Горький считал, что ” Старуха Изергиль ” – одно из его лучших произведений. Он писал А. П. Чехову: “Видно, ничего не напишу я так

стройно и красиво, как “Старуху Изергиль”.
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части.
Первая легенда рассказывает о гордеце Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. “Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками”. Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц.

Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше

остальных людей, и лишь непомерная гордость отличала его от окружающих. Гордость его была велика настолько, что он не замечал никого вокруг и не прислушивался ни к чьему мнению. Сын орла считал себя первым на земле и кроме себя никого не видел.

Сперва юноша вызывал у людей племени удивление, сменявшееся ужасом и гневом, всем даже страшно стало, когда поняли они, на какое одиночество он обрекает себя. Ларра не любил никого, и это делает его прокаженным среди людей. Поняв окончательно причины его поступков, люди придумали ему страшное наказание: “Пустите его, пусть он будет свободен.

Вот его наказание!” И он получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит “отверженный”. И сначала он не осознает всей глубины своей трагедии: “…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его”.
В этой последней фразе кроется глубокий философский смысл: Горький осуждает жизненную позицию Ларры и показывает, к чему приводит человека индивидуалистическая мораль, оправдывающая любую жестокость.
Второй рассказ рассказывает о жизни красавицы Изергиль. Юная Изергиль любила волю, она, как солнечный луч, живая была, наслаждалась своей молодостью, красотой и силой. Всю свою жизнь она любила, брала и отдавала поцелуи, сводила мужчин с ума, заставляла их разоряться, а порой приводила к смерти. Изергиль любила жадно, вкладывая в чувство всю себя и не оставляя ничего даже бывшим любовникам.

Она любила не ради денег, ей не нужен пресыщенный, богатый пан. Изергиль восхищалась красивыми и сильными людьми. Настоящий красивый человек в ее понимании – это человек, любящий жизнь, способный на подвиг. Именно так она любит пана с из-
Рубленным лицом. Изергиль и сама способна на подвиг. Она вызволяет из плена красавца Аркадэка. “Я никогда не была рабой, ничьей”.

С этим девизом Изергиль шла по жизни.
И безусловно, повествуя о своей жизни, Изергиль искренне считает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко. Но мы, читая рассказ, сразу замечаем, с какой легкостью Изергиль расстается со своими любовниками, как быстро она их забывает.
И в портрете, в авторских комментариях мы видим другую точку зрения на героиню. Перед нами глубокая старуха, в ее портрете Горький как будто специально нагнетает антиэстетические черты: “время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями”. Старуха Изергиль не может себе даже представить, что ее жизнь очень похожа на жизнь Ларры.

Мы находим эту общность даже в их портретах: “Он уже стал теперь как тень,- пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их”. И почти эти же черты мы видим в портрете Изергиль: “Я посмотрел ей в лицо…

Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами”.
Так с помощью портрета автор достигает сближения образов – Изергиль и легендарного Ларры. Третий рассказ – легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса.

Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в леса. Леса эти – одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах.

Но тут явился Данко и спас всех один. Горький не дает точного и подробного портрета Данко. Мы знаем, что он был молодым и красивым. Данко пожертвовал собой ради счастья людей.

Если бессмертие обернулось для Ларры трагедией и приходит к нему как высшая кара за содеянное, то бессмертие Данко – награда за совершенный им подвиг во имя свободы и счастья народа.
Интересно, что подвиг во имя людей Данко совершает в тот момент, когда “…не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них… и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко”. Итак, черная неблагодарность и подвиг Данко во имя людей. Что же заставляет Данко пойти на подвиг? Чувство жалости, любовь к людям, сознание того, что без него они погибнут.

И еще необыкновенная вера в людей, вера в их возрождение! И Данко вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет “факелом великой любви к людям”, и осветил людям путь к счастью.
Таким образом, М. Горький показывает в своем рассказе ” Старуха Изергиль ” идеал человека. Если Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль среди людей, но для себя, то жизнь Данко – среди людей и для людей. Подвиг, совершенный им во имя народа, бессмертен. Отсюда и сложенная народом легенда о голубых искрах в степи, что являются перед грозой.

Само расположение частей рассказа ” Старуха Изергиль “, отношение собеседника Изергиль к рассказанным легендам и к ней самой помогают нам понять главную авторскую позицию в раскрытии идеала человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по рассказу “Старуха Изергиль”