Грамота как деловой, канцелярский жанр в древнерусской литературе
Обострение социальных противоречий вызвало многочисленные восстания крестьян, холопов, посадских людей. Крупнейшим из таких восстаний стала крестьянская война, которую возглавил Иван Болотников, – первая, крестьянская война в русской истории. Польская интервенция привела к потере Смоленска и других юго-западных территорий.
Шведы закрыли России выход к Балтийскому морю. Кризис социальной и государственной структуры сопровождался кризисом царской власти. Потомки назвали эти тяжелые годы Смутным временем, Смутой.
Федор Иванович,
Она добывалась столь же легко, сколь и терялась. Сын Бориса Годунова – Федор носил титул государя всея
Но Россия не хотела признавать этого “боярского царя”. Разнесся слух, что “Дмитрий Иванович” спасся, что в Кремле убили кого-то другого. Новый самозванец еще не появился, как во имя этого призрака взбунтовались северские города – Путивль, Чернигов, Рязань, Тула.
Василий Шуйский спешно отрядил войско на усмирение бунта, но под Кромами оно потерпело сокрушительное поражение. Во главе восставших стоял боярский холоп Болотников, отважный и искусный воин, который побывал и в татарском плену, и на турецких галерах, а затем, получив свободу, набрался ратного опыта в Европе.
Хотя Болотников действовал за “природного царя Димитрия”, ни выражал он интересы социальных низов и призывал к расправе с “верхними” сословиями. Под знамена Болотникова стекались посадская беднота, крестьяне, беглые холопы, “гулящие люди”. Болотников не раз бивал царские войска, подходил к самой Москве.
Только измена дворянских дружин из южнорусских уездов заставила его отступить – сначала к Калуге, а потом к Туле. Лишь после долгой осады Тулы Василию, Шуйскому удалось одолеть крестьянское войско. Однако передышка, полученная правительством, была недолгой.
Новый враг угрожал ему – новый самозванец – Лжедмитрий II. Поддержанный отрядами польских авантюристов и казаков, он приступил к Москве летом 1607 г. Подмосковное село Тушино Лжедмитрий II сделал своей столицей, отчего и был прозван Тушинским вором или Тушинским царицам. Отсюда он рассылал своих агентов и свои отряды по русским городам. Его власть признали Псков, Суздаль, Владимир, Ростов, Ярославль, Вологда.
Почти три года Москва и Тушино грозили друг другу, и ни одна сторона не могла добиться решительного перевеса.
Василий, Шуйский рискнул обратиться за помощью к шведам, и эта, акция в конечном счете очень дорого обошлась России. Польский король Сигизмунд III вторгся в русские пределы и осадил Смоленск, а потом и шведская помощь обернулась шведской интервенцией. Когда в 1613 г. на престоле оказался Михаил Романов, то первому царю новой династии пришлось уступить Речи Посполитой земли Смоленскую и Северскую, а Швеции – побережье.
Финского залива, которое искони входило в Вотскую пятину Новгорода Великого и которое сто лет спустя отвоевал основатель Петербурга.
Своеобразным фоном калейдоскопической смены царей было самозванство, “расцаревщина”, как выражались в те времена. Значит, низы пришли к революционной мысли о соперничестве с властью, хотя в той же монархической оболочке, надеялись посадить на трон справедливого царя из своего сословия. Самозванство – это народная оболочка бунта.
Почти всякий бунт XVII в., включая разинское движение, имел своего самозванца.
Всесословная активность характерна не только для политической и социальной борьбы. Активность – общая черта Смутного времени, ярко проявившаяся и в сфере литературы. Роль устного и писаного слова возросла в громадной степени. Победу Лжедмитрия I обеспечило не столько оружие, сколько “подметные письма”, умелая агитация, склонившая на его сторону общественное мнение.
Воззвания распространяли все правители и претенденты на престол – Василий, Шуйский, Тушинский вор, Боярская дума. “Прелестными листами” наводнил Россию польский король Сигизмунд III, рассылавший их от собственного имени и от имени своего сына Владислава, также пытавшегося укрепиться на московском троне. Множество агитационных “грамоток” вышло из лагеря Болотникова.
Грамота – это деловой, канцелярский жанр, смысл которого – в информации о каких-то событиях, в передаче фактов, в запрещении или приказании что-либо сделать. Но грамоты Смутного времени не только информировали, они стремились убеждать, воздействовать не только на разум, но и на душу читателя. Для них характерна повышенная эмоциональность, в принципе чуждая делопроизводству и всегда присущая художественным текстам. Авторы грамот писали ритмической и рифмованной прозой, широко использовали риторические приемы, рисовали картины народных бедствий, включали в тексты “плачи”.
В итоге информация отодвигалась на задний план, и грамота становилась произведением красноречия, ораторского искусства. Так агитационная письменность Смутного времени подготовила художественное переосмысление деловых жанров – одно из литературных открытий первой половины XVII в.
Всесословная активность проявилась и в расширении круга писателей. Если раньше литературным творчеством занимались главным образом ученые монахи, то теперь за перо берутся миряне разных чинов и состояний – князья, столичные и провинциальные дворяне, администраторы – дьяки и подьячие. Если; раньше существовал разрыв между устной словесностью и письменностью, то теперь фольклорные тексты проникают в рукописную книгу.
От первой половины XVII в. до нас дошли старейшие образцы раешного стиха, древнейший сборник заговоров, первые списки устно-поэтического “Сказания о киевских богатырях” и песни о Гришке Отрепьеве.
В условиях, когда русское общество распалось на множество партий и лагерей, правительственный и церковный контроль за литературной продукцией стал невозможным. Смутное время – это “бесцензурное” время. “Авторская воля” не зависела от литературных факторов. Писатель начинает свободно размышлять о поступках людей, которых он изображает, отказывается от традиционной средневековой схемы “праведник либо грешник”, открывает для себя многообразие, сложность, противоречивость человеческих характеров.
Прежде русская культура ориентировалась преимущественно, на культуру Юго-Восточной Европы, теперь главными становятся контакты с Западом и Юго-Западом – с Украиной, Белоруссией, Польшей. В репертуаре переводной письменности польские памятники очень скоро начинают безраздельно преобладать. Польская литература играет роль литературы-посредницы: именно через нее входят в русский обиход темы и персонажи европейской культуры.