Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?
Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?
В начале своего рассуждения вспомните, что плач — один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный «Плач Иеремии». Хорошо знаком читателям плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».
Жанр плача присутствует в «Житие Стефана Пермского» Е. Премудрого.
Разновидностью жанра плача являются причитания, темами которых становятся горестная судьба, разлука с ближними, военные поражения (литературный пример — «Проводы» Д. Бедного). В причитаниях лирическое начало соединяется с эпическим рассказом о событиях.
Отметьте, что переосмысление традиционного фольклорного жанра мы можем наблюдать в многочисленных литературных произведениях. Трагический XX век побудил многих лириков обратиться к древнейшему виду выражения скорби.
Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, проследите эволюцию жанра плача в поэзии А.А. Ахматовой. Уже в ранней ее лирике звучат поминальные песни.
В 1920-х гг. Ахматова отслужит тайную тризну по Н. Гумилеву («Причитание»). Интонации жалобных песен прозвучат во многих ее произведениях: «И вот одна осталась я…», «А вы, мои друзья последнего призыва…».
Укажите, что идея поминовения в «Реквиеме» и сам по себе музыкальный жанр католического заупокойного богослужения соединился с традицией поминально-обрядового жанра. В ахматовской поэме прозвучали разные виды плача: плач-оповещение, плач при выносе гроба, при его опускании, поминальный плач. И даже колыбельная в «Реквиеме» близка плачу.
Прокомментируйте, как тема плача представлена у М. И. Цветаевой в цикле «Поэт». Известны плачи А. М. Ремизова как отражение трагизма Гражданской войны. Н.А.
Клюев пишет поминальный «Плач о Есенине».
Приведите примеры из лирики военного лихолетья, в которой звучат многочисленные формы плача (например, стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату…»). А.А. Вознесенский создает «Плач по двум нерожденным поэмам», а в «Бобровом плаче» поднимает острую экологическую проблему. Также древний жанр найдет свое отражение в бардовской поэзии 1960-70-х гг.
Вспомним «На реках Вавилонских…» из цикла «Русские плачи» А.А. Галича:
Что ни год — лихолетье,
Что ни враль — то Мессия!
Плачет тысячелетье По России Россия!
Используйте в рассуждении такие теоретико-литературные понятия, как традиции и новаторство, фольклор, жанр, лирика, лирическая интонация, бардовская поэзия.
Завершая развернутый ответ на вопрос, отметьте значение традиций и новаторства в области литературных жанров.
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого «Послание». Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? В традициях русского дворянства эпохи А.С. Грибоедов получил прекрасное первоначальное домашнее воспитание и образование. Его гувернерами были И.Б. Петрозилиус и Б.И. Ион. И.Б. Петрозилиус впоследствии занимал должность библиотекаря Московского университета, а Б.И. Ион стал первым в России, кто получил степень доктора права. Богдан Иванович Ион […]...
- Жанр баллады в русской литературе Баллада — один из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. К этому жанру обращались такие великие поэти, как Жуковский, Пушкин и Лермонтов. В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. Развитие этого жанра было очень важным […]...
- Какое образование получил Пушкин Какое образование получил Пушкин, где он учился? Первоначально юного Пушкина хотели поместить в иезуитский пансион, но потом по инициативе А.И. Тургенева будущий поэт был отдан в Царскосельский лицей. Именно А.И. Тургенев оказался единственным из друзей поэта, которому Николай I разрешил в ночь на 3 февраля 1837 г. сопровождать гроб с телом убитого Пушкина в Псковскую […]...
- Какое воспитание и образование получил Лермонтов Какое воспитание и образование получил будущий поэт? Кем были его учителя? Вначале это было традиционное домашнее дворянское воспитание и образование под руководством гувернеров и гувернанток. Маленький Лермонтов очень любил свою «мамушку» Кристину Осиповну Ремер. Его гувернером был пленный офицер наполеоновской гвардии, оставшийся в России, Жан Капе. Когда Капе умер, Лермонтов очень тяжело пережил это. Впоследствии […]...
- Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману) Обратимся к эпистолярному жанру и рассмотрим его особенности в контексте классической литературы. Таких произведений не очень много, я хочу остановиться на трех: «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Как бы ни казалось парадоксальным соединение этих трех гениев русской литературы, но их произведения объединены общим […]...
- Жанр Мцыри Лермонтова. Какое это произведение? «Мцыри» относят к одной из удачных поэм Лермонтова, ее можно считать образцом русской романтической поэзии. Можно провести параллель жизни самого Михаила Юрьевича и героя произведения. Жанр «Мцыри» довольно-таки сложный. Здесь присутствует и эпический след и лирическая линия. В основе поэмы лежит реальная история, услышанная автором. Действие происходило на Кавказе. Будто бы генерал Ермолов вез пленного […]...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 — 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий человеческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недостижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека. Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческое сознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую настоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет он шагать в неизвестность […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 вариант) Перемены приходят в нашу жизнь не сразу… Человечество по природе своей очень консервативно, а радикалы, люди «первого ряда», чаще всего становятся Изгоями, И только спустя какое-то время, когда потребности общества дорастают до замыслов личности, люди встают на новую ступень развития, делают прогрессивный шаг вперед. Примером может служить распространение христианства и долгий путь этого учения перед […]...
- Жанр авторской песни в вид русской литературы В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни — Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. С этой точки зрения интересна «Молитва перед поэмой», вступление к «Братской ГЭС» […]...
- Какое развитие в поэзии Фета получает прием психологического параллелизма? Какое развитие в поэзии А.А. Фета получает прием психологического параллелизма? Размышляя над поставленным в задании вопросом, укажите, что «растительные метафоры» А. А. Фета позволяют осмыслить человеческое существование, лирические пейзажи становятся выражением души героя. Его дух питается животворной силой деревьев («Учись у них — у дуба, у березы…»). В фетовской поэзии через образы природы передается правда […]...
- Какое развитие в романе Ч. Т. Айтматова «Плаха» получают евангельские мотивы? Какое развитие в романе Ч. Т. Айтматова «Плаха» получают евангельские мотивы? Создавая развернутое рассуждение на предложенную тему, подчеркните развитие христианских сюжетов, мотивов и образов в литературе последней четверти ХХ-го века. Вспомните в связи с этим «Покушение на миражи» В. Ф. Тендрякова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова. Оцените значение мифологических, фольклорных, религиозных источников айтматовской прозы […]...
- В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в сюжетах классической русской литературы. Вспомните, что изысканное ресторанное меню в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» свидетельствует о роскоши жизни высшего света, его эпикурействе. Герой […]...
- В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского? В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище — один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», И.С. Тургенева «Отцы и […]...
- Жанр пастораль (О литературе) Пастораль — жанр литературы, превозносящий радости деревенской жизни в поэзии, драматургии и беллетристике. Самые ранние примеры пасторали появляются в «Идиллиях» Феокрита, в которых пастухи ведут идеализированное существование в солнечном мире любви и песнопений. В эклогах Вергилия и романе Лонга «Дафнис и Хлоя» соединились идеализация и подлинная картина сельской жизни. Вергилий внес в эту традицию важную […]...
- Жанр, указывающий путь Новое воспринимается как новое на фоне уже популярного, поэтому вначале нужно определить область поиска и, говоря методическим языком, актуализировать знания учащихся. На доске семиклассники видят кроссворд, который призван привлечь их внимание к категории ЖАНРА, и самостоятельно формулируют задание: надо решить кроссворд, вписав названия жанров: Изученные в начале учебного года жанры древнерусской литературы: 1) житие и […]...
- Хроника как жанр литературы (О литературе) Хроника (от греч. chronikos — относящийся ко времени). Слово «хроника» употребляется, когда речь идет об наложении событий во временной и причинной последовательности. Хроникой называли западноевропейские летописи, содержащие записи о событиях прошлого и настоящего. Так же именовали драматические произведения Шекспира и его современников потому, что в них воплощались мотивы, заимствованные из исторических летописей, а само изложение […]...
- В каких еще стихотворениях русской литературы находит развитие критика и обличение действительности и в чем их сходство и различие с произведением В. В. Маяковского? В каких еще стихотворениях русской литературы находит развитие критика и обличение действительности и в чем их сходство и различие с произведением В. В. Маяковского? Выполняя задание, подчеркните, что в своей гротесковой лирике В. В. Маяковский опирался на традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Однако появлению комических «гимнов» и «издевательств» В. В. Маяковского предшествовало богатое […]...
- Ода как жанр русской литературы Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду «Вольность». Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем […]...
- В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяженностью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского […]...
- Гаврила Державин и его школа в русской литературе Г. Р. Державин — поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики, но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с […]...
- Какое отражение нашли в лирике Ф. И. Тютчева традиции русской поэзии? Какое отражение нашли в лирике Ф.И. Тютчева традиции русской поэзии? Уникальное художественное творчество поэта восприняло замечательные традиции русской классики. Прежде всего приходится говорить о М.В. Ломоносове с его стремлением передать в поэзии космическую беспредельность, бездну, полную звезд. Только у Тютчева космос предстает более трагичным в сложном взаимодействии своих сил, могучих и полярных. Близка поэту XIX […]...
- Сказка как жанр, виды сказок и их примеры (О литературе) Сказка — жанр, известный уже в древности. Кто не знает, например, трогательной истории о любви Амура и Психеи, рассказанной Апулеем еще во II в. н. э.? Сказка узнается в ней без труда и по характерному фольклорному зачину («Жили в некотором государстве царь с царицею…»), и по столь же характерному мотиву волшебных испытаний. Однако вот что […]...
- Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX — XX веков Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьезные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой «Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 10−11-х классов» — существенный шаг в […]...
- Возрождение героической поэмы в русской литературе ХХ века К середине десятилетия Русская поэзия осознает в себе уже достаточно силы не только для воспроизведения «биографических сведений» (Н. Асеев), но и для крупномасштабного эпического отображения революционного состояния мира, ориентирующегося на «текст» самой истории. В этой связи широко и по-новому развивается жанр поэмы, именно революционно-народная тематика жизненно обновляет поэму. Некоторые опыты в начале 20-х годов, направленные […]...
- Творчество Грибоедова в развитие русской комедии Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. Н. Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин […]...
- В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст, укажите, что названная тема нашла широкое представление в лирических произведениях поэтов XIX — ХХ-го вв.: М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б. […]...
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (8 КЛАСС) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( 8 КЛАСС) 1 вариант Задание 1 По фамилии определите имя и отчество писателя А) Пушкин, б) Рылеев, в) Лермонтов, г) Крылов, д) Карамзин Задание 2 Дайте определение терминам 1)Олицетворение, 2) Былина, 3) Антитеза, 4) Гипербола, 5) Хорей. Задание 3 Из каких произведений взяты эти строки? Назовите автора. А) Тут, […]...
- Анализ «Плача Ярославны» (*Общие критические статьи) Судьба русских женщин во все времена была очень тяжела и ничуть не легче судьбы мужчин. Женщина всегда была хранительницей домашнего очага, любящей матерью и женой. Такую роль выполняли зачастую женщины простого происхождения, но и знатные дамы проходили через тяжелые испытания связанные с женской долей. Героиня «Слова о полку Игореве» княгиня Ярославна, жена Игоря как раз […]...
- Грамота как деловой, канцелярский жанр в древнерусской литературе Обострение социальных противоречий вызвало многочисленные восстания крестьян, холопов, посадских людей. Крупнейшим из таких восстаний стала крестьянская война, которую возглавил Иван Болотников, — первая, крестьянская война в русской истории. Польская интервенция привела к потере Смоленска и других юго-западных территорий. Шведы закрыли России выход к Балтийскому морю. Кризис социальной и государственной структуры сопровождался кризисом царской власти. Потомки […]...
- Жанр семейного романа-хроники в европейской литературе рубежа веков Тип романа-эпопеи, который называется роман-семейная хроника чрезвычайно характерен для западноевропейской литературы 1-х десятилетий 20 века. В нем присутствуют все свойства биографической эпопеи, то есть чрезвычайно широкий фон, на котором действуют персонажи. И принципиальная задача автора — это не только рассказ о жизненных перипетиях одного или нескольких человек, если речь идет о семье, но и рассказ […]...
- Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят?.. «Живаго». На противопоставлении живого и мертвого строится все произведение Пастернака. Основным вопросом, вокруг которого вращается «внешняя и внутренняя» жизнь главных героев, является отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, […]...
- Жанр, композиция, стиль произведений русской литературы XVIII века Русская литература XVIII века имела много значительных достижений. Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев переступили рубежи своего века и воспринимались последующими поколениями как важные эстетические явления. Немало заслуг и у других писателей этого времени. Поступательное органическое развитие литературы XVIII века отчетливо выявлялось в закономерной сменяемости ее различных направлений. И все же эта литература-только предварительный этап к […]...
- В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? Прежде чем приступить к формированию концепции вашего ответа, вспомните, что отношение человека Древней Руси к инородцам отечественная литература показывает начиная с XII века («Повесть временных лет»). С появлением «Кавказского пленника» А.С. Пушкина образы инородцев прочно вошли в русскую литературу. […]...
- Жанр песни в фольклорном стиле Значение «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина в борьбе литературных течений «Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина»,- писал В. Г. Белинский (VII, 358). В этих словах критика правильно подмечено то резкое расхождение оценок пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» (1820), в котором выразилась борьба двух противоположных общественно-литературных лагерей. Новаторство А. […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, — это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII века Русской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в […]...
- О революции в русской литературе Свои мемуары о революционной эпохе оставили многие известные ее деятели. Назовем для примера лишь «Очерки русской смуты» А. Деникина, «Дни. 1920» В. Шульгина. На автобиографической основе написаны «Ледяной поход (с Корниловым)» Р. Гуля, «Купол святого Исаакия Далматского» А. Куприна, «Взвихренная Русь» А. Ремизова. Опыт пережитого в годы революции и гражданской войны лег в основу художественных […]...
- Жанр «Мцыри» » Мцыри » — одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр «Мцыри» Лермонтова определяется как поэма. Жанр поэмы считается в литературе одним из самых неоднозначных, поскольку успешно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику. В поэме «Мцыри», […]...
- Развитие общественной мысли в литературе XIX века Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным течениям. Шестидесятые годы прошлого […]...
- В каких произведениях русской лирики краткая природная зарисовка задает общую тональность, не превращаясь в отдельный сюжет, и в чем их сходство с вариантом Ахматовой? В каких произведениях русской лирики краткая природная зарисовка задает общую тональность, не превращаясь в отдельный сюжет, и в чем их сходство с вариантом А. Ахматовой? Создавая концепцию ответа, обратите внимание на то, что во многих произведениях русской лирики постоянно сопоставляются две различные тематические линии (природа — человек). Их одновременная актуализация в тексте создает у читателя […]...
- Драмы Шекспира в русской литературе Первыми исполнителями роли Гамлета на русской сцене были знаменитые актеры Мочалов и Каратыгин. Их игре и анализу трагедии Шекспира посвятил вдохновенные страницы Белинский. И потом он еще не раз возвращался в своих статьях к драмам Шекспира. «В творениях Шекспира не знаешь, чему больше дивиться — богатству ли творческого ума или богатству фантазии»,- говорил Белинский. Шекспира […]...
- Характер в литературе и его развитие (О литературе) Характер (от греч. character — отличительная черта, признак, особенность). Xарактер в литературе — это определенность образа: индивидуальная, социальная, историческая, национальная и т. д. Характерным бывает поступок, пейзаж, образ мыслей. Но прежде всего говорят о характере персонажа. Это некий комплекс существенных черт, который отличает данный персонаж от других, а порой и одна преобладающая черта. Слово «характер» […]...
- Романтизм в русской литературе Романтизм Возник в XVIII — XIX ст., сначала в Германии, потом во Франции и литературах других стран, но в каждой из них имел свои особенности, обусловленные своеобразностью национального существования разных народов. Романтизм существенно отличается от всех других стилей. Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры. […]...
- Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- Развитие русской литературы конца ХХ века Последнее тридцатилетие XX в. оказалось совершенно непохожим на предшествующее время. В нем ясно различаются три периода: советский (до 1985 г.), перестроечный, носивший переходный характер (1985-1991), и постсоветский (с 1992 г.). В стране произошли принципиальные общественно-политические и экономические изменения. И хотя литературный процесс развивается по своим законам, полностью отрицать влияние на него внешних обстоятельств нельзя. Время […]...
- Романс в русской литературе XIX века Литература второй половины XIX века — очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны — знаки, по которым узнается эпоха, и с другой стороны — нечто […]...
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- О баснях в русской литературе В самом деле, распространение условного названия «басни и сказки» отражало совмещение в сборниках самых разных произведений, просто не подходивших ни под одно из жанровых понятий классицизма. Под одной рубрикой с басней печатались бытовые сценки, анекдоты, «были», эпиграммы без конкретного адреса и литературные сатиры с адресом, объединенные лишь стиховой формой. При этом те из них, которые […]...