Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?

Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?

В начале своего рассуждения вспомните, что плач – один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традици­онной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный “Плач Иеремии”. Хорошо знаком читателям плач Ярославны из “Слова о полку Игореве”.

Жанр плача присутствует в “Житие Стефана Пермского” Е. Премудрого.

Разновидностью

жанра плача являются причитания, темами которых становятся горестная судьба, разлука с ближними, военные поражения (литературный пример – “Проводы” Д. Бедного). В причитаниях лири­ческое начало соединяется с эпическим рассказом о событиях.

Отметьте, что переосмысление традиционного фольклорного жанра мы можем наблюдать в многочисленных литературных произведениях. Трагический XX век побудил многих лириков обратиться к древнейшему виду выражения скорби.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, проследите эволюцию жанра плача в поэзии А.А. Ахматовой. Уже в ран­ней

ее лирике звучат поминальные песни.

В 1920-х гг. Ахматова отслужит тайную тризну по Н. Гумилеву (“Причитание”). Интонации жалобных песен прозвучат во многих ее произведениях: “И вот одна осталась я…”, “А вы, мои друзья последнего призыва…”.

Укажите, что идея поминовения в “Реквиеме” и сам по себе музыкаль­ный жанр католического заупокойного богослужения соединился с тра­дицией поминально-обрядового жанра. В ахматовской поэме прозвучали разные виды плача: плач-оповещение, плач при выносе гроба, при его опускании, поминальный плач. И даже колыбельная в “Реквиеме” близка плачу.

Прокомментируйте, как тема плача представлена у М. И. Цветаевой в цикле “Поэт”. Известны плачи А. М. Ремизова как отражение трагизма Гражданской войны. Н.А.

Клюев пишет поминальный “Плач о Есенине”.

Приведите примеры из лирики военного лихолетья, в которой звучат многочисленные формы плача (например, стихотворение М. Исаковского “Враги сожгли родную хату…”). А.А. Вознесенский создает “Плач по двум нерожденным поэмам”, а в “Бобровом плаче” поднимает острую эколо­гическую проблему. Также древний жанр найдет свое отражение в бардов­ской поэзии 1960-70-х гг.

Вспомним “На реках Вавилонских…” из цикла “Русские плачи” А.А. Галича:

Что ни год – лихолетье,

Что ни враль – то Мессия!

Плачет тысячелетье По России Россия!

Используйте в рассуждении такие теоретико-литературные понятия, как традиции и новаторство, фольклор, жанр, лирика, лирическая инто­нация, бардовская поэзия.

Завершая развернутый ответ на вопрос, отметьте значение традиций и новаторства в области литературных жанров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?