Герой романной трилогии У. Фолкнера “Поселок”

Один из самых нелюбимых героев Фолкнера, но в то же время один из наиболее колоритных и глубоко прописанных персонажей, впервые возникший в рукописном фрагменте “Отец Авраам” (1926), а затем на страницах его первого романа “Сарторис”. Затем Ф. С. появился в ряде рассказов (“Пестрые лошадки”, “Медный кентавр” и др.), впоследствии вошедших в роман “Поселок”.

Ф. С. стал нарицательным персонажем, олицетворяющем слепую расчетливость, хладнокровную жестокость и бездушную алчность. Это представитель нового социального

слоя на американском Юге – потомок нескольких поколений никудышных фермеров-арендаторов, по словам Фолкнера, “живущих на земле, как перекати-поле”. В “Поселке” образ этого оборотистого предпринимателя носит едва ли не романтически-демонические черты.

Во втором и третьем томе он приобретает более приземленный облик заурядного буржуа “новых времен”, наделенного обычными человеческими пороками и лишенного каких-либо добродетелей.

Путь Ф. С.- это упрямое восхождение по социальной лестнице к вершине преуспеяния. Обосновавшись в поселке Французова Балка, он “с дальним прицелом”

берет в жены беременную дочь своего хозяина, увозит ее в Техас, откуда пригоняет табун лошадей на распродажу. Так он начинает собственное “дело”.

Вся жизнь Ф. С.- это серия тщательно просчитанных многоходовых операций. Как говорил о нем Фолкнер, для достижения своих целей он готов “спокойно и безжалостно” применить любые средства. “Нужна респектабельность – он станет респектабельным, нужна религиозность – станет религиозным, надо уничтожить собственную жену – уничтожит”.

Ф. С.- человек, сумевший приспособиться к “новым временам”, к новому индустриальному веку, но “ему неведом тот рыцарский дух, который подразумевает веру в честь ради чести и в честность ради честности” (Фолкнер). В глазах писателя он – главный инициатор вырубки “вишневого сада” патриархального Юга, с его старым кодексом чести и благородства.

Ф. С.- человек “ниоткуда”, без роду без племени, пожираемый одной лишь пламенной страстью приобретательства. Путем хитрых сделок, шантажа и жульничества он постепенно скупает земли и дома в Джефферсоне, расставляя на “ключевые места” в городе презираемых им родственников. Так он становится родоначальником могущественного “паразитирующего клана”.

Особняк джефферсонского аристократа де Спейна, куда Ф. С. вселяется после изгнания опозоренного владельца,- зримое подтверждение жизненного триумфа новоиспеченного президента городского банка. Однако “дело” Сноупса обречено. Не случайно Фолкнер называет его импотенцией, дефектом, имеющим не столько медицинский, сколько символический смысл.

Да и бесславный конец Ф. С.- его убивает племянник Минк, которого он некогда отправил за решетку,- прочитывается как знамение грядущего краха “паразитирующего клана”.

Парадоксальным образом тема Ф. С. в “саге” Фолкнера напоминает ставшие чрезвычайно популярными в 70-80-е годы романы о взлетах и падениях мафиозных кланов и их “крестных отцах”. Ф. С.- очевидный прототип Дона Корлеоне.

Образ Ф. С. был воссоздан Орсоном Уэллсом (фильм “Долгое жаркое лето”, 1958). По роману “Поселок” были также поставлены два телесериала (1965 и 1985).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герой романной трилогии У. Фолкнера “Поселок”