Ганс Фаллада
Сказанное выше относится и к Гансу Фалладе (1893-1947). Столкновение с действительностью оставило в его душе самые тяжелые впечатления, что бывало редко с буржуазными писателями довоенного времени.
Он был сыном судьи, стал управляющим имением. За мелкое мошенничество попал в тюрьму. Потом работал репортером провинциальной газеты. После довольно незаметного экспрессионистического дебюта он написал современный реалистический роман, где впервые его литературный дар прозвучал в полную силу.
Для этого романа под названием «Крестьяне,
Поляризация политических сил. К «политическим распрям», «борьбе всех против всех» 78 писатель относится с консервативным предубеждением, изображает ее, однако, с сочувствием к ее жертвам, то есть к тем, кто оказывается слабее по своему общественному положению.
Эти же люди стали главными героями наиболее
Молодожены ждут ребенка. Он им сейчас немного некстати, но все же молодая пара полна надежд на будущее. Однако конторский служащий Пиннеберг внезапно теряет работу. Пиннеберг со своей женой Леммхен переезжает в Берлин.
Здесь им повезло: Пиннеберг устраивается продавцом в отдел готового платья большого универмага. И все же «рационализация» настигает Пиннеберга и здесь. Между продавцами идет страшная конкуренция, заставляющая их любыми средствами увеличивать торговый оборот.
Пиннеберг, «пролетарий с крахмальным воротничком», презрительно относящийся к рабочим профсоюзам, ничего не может противопоставить своему страху перед увольнением. Его единственной опорой остается Леммхен, дочь рабочего.
Пожалуй, среди всех писателей своего времени именно Фалладе удалось создать наиболее выразительный образ «маленького человека». Наивного и добродушного «маленького человека», вынужденного жить и гибнуть среди безжалостных «волков», Фаллада делает критерием для нравственной оценки буржуазного общества. Однако Фаллада видел в «маленьком человеке» и стремление по крайней мере к душевному самоутверждению. Среди удачливых приспособленцев он отличается упрямой порядочностью.
У многих женских персонажей Фаллады — Леммхен, пожалуй, лучший из них — эта черта кажется проявлением классового пролетарского инстинкта. Этот инстинкт никогда не вырастает до уровня классового сознания, герои Фаллады остаются вне политики, как и сам автор, который в 1933 году полагал, что ему не следует уезжать из фашистской Германии.
Тему «маленького человека» Фаллада продолжил в романе «Кто однажды отведал тюремной похлебки» (1934), а также в социальном романе о периоде инфляции «Волк среди волков» (1937). Нацисты позволяли критиковать Веймарскую республику. Позднее Фалладе пришлось писать либо развлекательные, либо автобиографические книги идиллического характера («В ту пору у нас дома», 1941; «Сегодня дома», 1943).
Лишь в романе «Каждый умирает в одиночку» (1947), написанном уже после освобождения Германии от фашизма и повествующем о том, как старый рабочий и его жена вели мужественную борьбу с фашизмом, полагаясь лишь на себя, Фаллада вновь оказался на подлинной высоте своего литературного дарования.
Но не только Фаллада внес свой вклад в развитие такого социального романа на современную тему, который вызвал бы интерес к жизни трудящихся масс и одновременно нашел бы живой отклик у самого широкого читателя. Ирмгард Койн (1910-1982) рассказала в романах «Гилги — одна из нас» (1931) и «Девушка в платье из искусственного шелка» (1932) о радостях и печалях простой городской девушки, работающей машинисткой. Писательница Викки Баум (1888-1960), автор интересных развлекательных романов, дала в своей книге «Люди в отеле» (1929) меткие зарисовки самых разных представителей современного общества.
Оскар Мария Граф, развивавший традиции юмористической деревенской прозы, живо описал в «Календарных историях» и романе «Больвизер» (1931) быт современной баварской деревни без тени «почвеннической» слащавости. Огромный интерес, особенно среди читающих рабочих, вызвали книги Рета Марута, писавшего под псевдонимом Бен Травен. Роман «Мертвый корабль» (1926), «история американского моряка», и роман «Тачка» (1931), действие которого происходит среди мексиканских индейцев, стали выдающимися образцами нового периода критического реализма.