Герой романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Написанный под непосредственным влиянием английского готического романа конца XVIII — начала XIX века, роман М. Шелли во многом превосходит произведения Х. Уолпола, А. Рэдклиф и др. по масштабу представленных в нем гуманистических идей и психологической разработке характеров. Виктор Ф. — молодой швейцарский ученый, наделенный недюжинным талантом и ненасытной жаждой просвещения, овладевает тайной воспроизведения живой материи. Он создает человеческое существо, обладающее экстраординарной силой и выносливостью, но, пораженный его физическим
В результате демон, или монстр, как именует его автор, отчаявшись обрести свое место среди людей, восстает против создателя и жестоко мстит ему, последовательно убивая брата, друга, невесту Ф. Употребивший свою молодость на создание Демона, Ф. весь остаток жизни посвящает попыткам его уничтожить, надеясь таким образом искупить свою вину перед человечеством. Многолетние странствия приводят его к Северному полюсу, где обрывается жизнь несчастного исследователя.
Но со смертью Ф. исчезает
По наблюдению А. Елистратовой, за годы, прошедшие со времени выхода романа, имя Франкенштейна успело укорениться в английском языке для обозначения того, кто развязывает или пускает в ход силы, ускользающие из-под его контроля. Однако образ Ф. несет в себе не только пророческую мысль о возможности пагубных для человечества последствий научного прогресса, но и глубокие размышления автора о природе человека. Ужасный монстр предстает в романе в качестве двойника великого создателя. «Существо, которое я пустил жить среди людей, наделенное силой в стремлении творить зло представлялось мне моим же собственным злым началом, вампиром, вырвавшимся из гроба, чтобы уничтожить все, что мне дорого», — признается Ф. Этот «современный Прометей » познает все несовершенство божественного творения человека, несущего в себе как созидательные, так и разрушительные импульсы.
Роман неоднократно инсценировался уже при жизни писательницы, а впоследствии много раз экранизировался. К сожалению, ни одна из его экранизаций, включая и последнюю с Кеннетом Браном в роли Франкенштейна и Робертом де Ниро в роли демона, не смогла передать философскую сложность и психологическую изощренность этого романа.
- Долгая жизнь романа Мэри Шелли «Франкенштейн» В истории мировой литературы есть имена и названия, которые у всех на слуху. Таков Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) английской писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797-1851). Судьба швейцарского ученого Франкенштейна, создавшего живое существо из неживой материи и превратившегося в конце концов в жертву и одновременно палача собственного изобретения, стала особым знаком, который с течением времени […]...
- Характеристика героев по произведению Шелли «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ « ПРОМЕТЕЙ В основе сюжета произведения — древнегреческий миф о непокорном титане, переосмысленный Шелли в духе его революционного времени. Основной пафос произведения — пафос борьбы, завершающейся поражением сил зла и тирании. Прометей один на один вступает в борьбу с тираном Зевсом: И встал лицом к лицу с коварной силой Властителя заоблачных высот. Насмешливо глядящего на землю, […]...
- Краткое содержание драмы П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей» Ы Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом. Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях титан Прометей. У ног его океаниды Пантея и Иона сочувственно слушают его упреки, обращенные к верховному богу, Юпитеру. Прометей напоминает самодержцу, что некогда помог ему взять власть над богами, за что […]...
- Рассужденеи Мой современный герой нашего времени Легко быть героем, если ты обладаешь некими суперспособностями. Когда ты гораздо сильнее своих врагов. В реальной жизни все намного сложнее и прозаичней. Для меня герой — это совершенно обычный человек, который способен переступить через свои страхи и сомнения. Он тот, кто способен поделиться с другими своим теплом и добротой, кто может заразить их жаждой жизни, […]...
- Мой любимый современный литературный герой — Гарри Поттер Современная литература предстает перед читателями во всей ее многогранности: многообразие жанров, стилей, сотни тем и проблем, поднимаемых. Собственно, каждый может найти что-то по душе. Что касается меня, в последнее время я увлекаюсь жанром фэнтези. Магические способности, необычные существа, игра фантазии — все это сочетается с основными проблемами человечества именно в фэнтези-произведениях. Самым любимым моим произведением […]...
- Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине) Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине) Темой любого литературного произведения, так или иначе, является жизнь отдельно взятого человека. Исследовать составляющие жизненного пути, чувства, мысли, страдания брались самые замечательные писатели всех времен. Прочитав серию произведений Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) о приключениях русского сыщика, я была очарована великолепным русским языком, потрясающим знанием […]...
- Характеристика героев по произведению «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» Эсхила &;#124; ПРОМЕТЕЙ ПРОМЕТЕЙ Слуги Зевса Сила и Власть привели титана Прометея в пустынную страну скифов на краю земли и по приказу верховного бога Гефест приковал его к скале в наказание за то, что он похитил у богов огонь и подарил его людям. Ни слова не промолвил Прометей, пока приковывал его Гефест цепями к скале, а оставшись один, […]...
- Прометей — символ героического служения людям, борьбы против тирании (по драме Эсхила «Прикованный Прометей») Я б не променял моих скорбей На рабское служенье. Эсхил Он действительно был героем, титаном в первоначальном значении этих слов. Подумайте только, его воспевали больше двадцати пяти столетий! Это — только в драме Эсхила, а сколько до него? И говорили о нем актеры на котурнах, может, чтобы высокие слова были еще более высокими, под открытым […]...
- Герой романа А. Деблина «Берлин «Александерплац» Свой роман Деблин написал под впечатлением от нового, подавляющего личность, постоянно перестраивающегося и перенасыщенного скоростями Берлина. Город становится главным образом романа, а его героем, пытающимся противостоять этой силе и мощи города,- Франц Биберкопф бывший транспортный рабочий, который однажды в приступе гнева убил свою любовницу и был заключен в тюрьму на четыре года. Выход Франц Биберкопф […]...
- Герой романа Сологуба «Мелкий бес» Ардальон Борисыч Передонов молодой человек с «румяным, обыкновенно равнодушным лицом» и «маленькими заплывшими глазами», существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит в сюжет с дилеммой гоголевского Подхшесина: жениться или не жениться? С женитьбой для него связана возможность получения «доходного места» и вообще материальный интерес (мотив многих […]...
- Особенности творчества Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный» Сохранившиеся трагедии позволяют наметить 3 этапа в ТВ-ве Эсхила. К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей «. Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большое развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Черты художника-гуманиста. Прометей, один из титанов, представителей «старшего поколения». В […]...
- Перси Биш Шелли (1792-1822) В истории мировой литературы наблюдается одна знаменательная закономерность. Нередко почти в одно и то же время творят два писателя, равновеликих по таланту, но различных, «полярных» по художественной манере. Они образуют своеобразные «пары»: таковы Софокл и Еврипид, Гете и Шиллер, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Хемингуэй и Фолкнер, Артур Миллер и […]...
- Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А. Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное имя этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н. А. Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Тизенгаузена можно обнаружить […]...
- Герой романа Куврэ «Любовные похождения кавалера де Фобласа» Герой романа Куврэ «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787-1790), красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, воплощение нравов XVIII века. В шестнадцать лет у Фобласа девичье лицо и такой невинный вид, что в женском наряде никто не подозревает в нем юношу. Переодеванию он обязан и первым поцелуем Софи, подруги своей сестры, и первым приключением в […]...
- Герой романа русского писателя Арцыбашева «Санин» Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип — человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения […]...
- Герой романа Д. С. Мережковского «Петр и Алексей» Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство. В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф. Ницше, под влиянием которого […]...
- Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Л. Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка — разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств. Недаром в романе М. Шолохова «Тихий […]...
- Герой романа Р. Музиля «Человек без свойств» В дневниках писателя на стадии замысла романа — Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий не дала ему удовлетворения, несмотря на то, что в каждой из них он добился успеха. Поэтому Ульрих решает взять «отпуск от жизни», чтобы найти более […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги […]...
- Герой романа Джека Лондона «Мартин Идеи» Его жизненный путь сходен с тем, что прошел и сам Джек Лондон. Роман, соединивший романтическую и реалистическую традиции, посвящен борениям духа личности незаурядной, высокоодаренной, дерзновенной. Это герой, силой своей натуры словно предназначенный противостоять вызову жизни. Подобно Дж. Лондону, Мартин Идеи вырос в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы. Подобно же своему создателю, […]...
- Арсеньев герой романа Бунина «Жизнь Арсеньева» Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. — Каменка — во многом напоминает родину Бунина — хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич — это воссозданный портрет отца Бунина — Алексея Николаевича. В […]...
- Герой романа В. Скотта «Айвенго» Действие романа происходит в конце XII в., в эпоху короля Ричарда Львиное Сердце, когда завоевание Англии норманнами было еще очень свежо в памяти англосаксов. Именно поэтому принадлежность героя к саксонцам или норманнам имеет такое значение в повествовании: жестокие, корыстные, надменные феодалы Фрон де Беф, Мальвуазен, де Браси, конечно, оказываются норманнскими рыцарями; вызывающий симпатию Седрик и […]...
- Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» — качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность Романа выражена […]...
- Проблематика романа «Герой нашего времени» План Основные вопросы, поставленные автором в романе Философские проблемы в романе » Герой нашего времени » Проблема счастья в «Герое нашего времени» Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» Современность проблем романа Основные вопросы, поставленные автором в романе Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить […]...
- Суть романа «Герой нашего времени» План Время создания романа Тема и идея романа Роль композиции в понимании идеи романа Печорин — герой своей эпохи. Время создания романа Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа […]...
- Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности. Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и, хотя Л. далек от фразерства […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток» Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, […]...
- Герой романа «Обыкновенная история» Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнезд и пробуждают провинциальных мечтателей. Там, в городе, перед ними открываются какие-то туманные, но широкие и заманчивые перспективы. Иным они обещают славу, другим […]...
- Цинциннат — герой романа В. В. Набокова «Приглашение на казнь» Цинциннат как и многие набоковские литературные образы, является своего рода метафизическим двойником самого писателя. «Символика имени» Цинциннат, видимо, восходит к Титу Ливию, который дал жизнеописание сына прославленного римского трибуна Луция Квинкция Цинцинната — Цезона Квинкция: «Больше других своей знатностью и силой кичился в то время статный юноша Цезон Квинкций. К тому, чем наградили его боги, […]...
- ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — НАРОД (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — НАРОД (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Л. Н. Толстой указывал, что в создании «Войны и мира» его вдохновляла «мысль народная», имея в виду народное значение Отечественной войны 1812 года. «Война и мир» — это и национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года, и дворянская «семейная […]...
- Тема романа «Герой нашего времени» План Лермонтов о судьбах своего поколения. Пора николаевского безвременья. «Лишний человек» Печорин. Психологизм романа. Лермонтов о судьбах своего поколения. О судьбе своего поколения Лермонтов начинает размышлять очень рано, уже в пятнадцатилетнем возрасте осознает безысходность жизненного пути своего поколения и говорит об этом в стихотворении «Монолог». Через 10 лет создает друг за другом «Думу» и «Героя […]...
- Сюжет романа «Герой нашего времени» План Особенности сюжета романа Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени» Сравним хронологический и авторский ряд повестей Особенности сюжета романа Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, — то есть сюжет. В романе » Герой нашего времени […]...
- Герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Фредерик Генри герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» (1929). Образ Ф. Г. являет собой развитие лирического героя Хемингуэя и типологически связан с такими персонажами, как Ник Адаме («В наше время», 1925), Джейк Барнс («Фиеста /И восходит солнце/», 1926). (В американском литературоведении «wounded hero», т. е. «раненый герой».) В образе Ф. Г. сильны автобиографические мотивы — […]...
- Главный герой романа «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. Главный герой романа — Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей […]...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» План Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя? Как соотносятся сюжет и фабула в романе? Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя? Особенности композиции романа » Герой нашего времени » исходят из того обстоятельства, что роман М. Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного […]...
- Герой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины — предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова «Братья Турбины», сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе и поставленной в местном театре. Герои романа и пьесы связаны единым сюжетным пространством и временем, […]...
- Главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли Печорина с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. По словам Лермонтова, Печорин портрет, составленный из пороков целого поколения — «в полном их развитии». Вполне понятно, почему «Журнал Печорина» для Лермонтова — «чужое произведение». Если не лучшей, то центральной его частью являются дневниковые […]...
- Герой романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» Сквайр Олверти, добрый человек, потерявший жену и умерших в младенчестве детей, нашел в своей постели завернутого в грубое полотно малютку и воспитал его как собственного сына. В конце романа выясняется, что Том Джонс был незаконным сыном сестры Олверти, о чем она перед смертью написала брату. Однако ее законный сын Блайфил скрыл от дяди ее письмо […]...
- Лирическая драма «Освобожденный Прометей» Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом. Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях титан Прометей. У ног его океаниды Пантея и Иона сочувственно слушают его упреки, обращенные к верховному богу, Юпитеру. Прометей напоминает самодержцу, что некогда помог ему взять власть над богами, за что Юпитер […]...
- Герой романа Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа — «Хроника XIX века». Реальные прототипы — Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте — сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. […]...