Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы



Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников.

Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход

урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. В искусстве ХХ ст. беспрерывно происходят взаимодействие и взаимообогащения разных литературных течений и направлений, даже борьба за утверждение. Так, Бертольд Брехт предъявлял обвинение модернистам в пропаганде “отчаяния и бесстыдного приспособленчества”, а Ежен Йонеско утверждал: “Я все больше склоняюсь к выводу, что реализм является лживым и ирреальным, что настоящим есть то, что мерещится”.

В 60-х гг. проявился творческий потенциал “Театра абсурда”, “Нового романа”, западнонемецкой “лирики-модерн”, других

модернистских течений. Так, “абсурдисты” в драматических произведениях тяготели к универсальности выводов, изображали жизнь в формах аллегорических, условных.

Искусство для них было определенным символом жизни, а художественное изображение не имело конкретно определенных пространственно-временных границ. Тем не менее, само такое изображение проявило в сегодняшнем вечное – объект творчества.

В тонкостях развития мирового литературного процесса второй половины ХХ ст. мы и попробуем разобраться на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Рассказы учеников об “двуполюсном мире” после Второй мировой войны, тематике произведений мировой литературы, источниках ее обогащения.

2. Выяснение вопроса о том, что такое экзистенциализм, почему и где он возник.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Мини-лекция учителя

– В мировой литературе 70-х гг. появились новые явления и тенденции: активизировались ведущие жанры интеллектуальной прозы – роман-парабола, роман-миф, роман-эссе, роман-диалог, а также роман-биография, роман-репортаж, роман-дневник, роман-расследование и др., “литература факта”, которая повлияла на беллетристику. Приобрели распространение научная фантастика и жанр антиутопии. В последней трети ХХ ст. модернизм перерос в постмодернизм.

2. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Постмодернизм – направление в литературе и искусстве второй половины ХХ ст. Для приверженцев постмодернизма характерны разочарования в идеалах и сомнения в общепринятых ценностях, критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания.

Ведущими признаками постмодернистского стиля является тотальное высмеивание, игра с “чужим” текстом, смесь разнообразных стилей, использование элементов массовой литературы и т. п.

3. Сообщение учеников о романе-параболе, романе-мифе, романе-эссе, романе-диалоге, романе-биографии, романе-репортаже, романе-дневнике, романе-расследовании, “литературе факта”, научной фантастике, антиутопии.

Комментарий

В литературе представителями неореализма были А. Моравиа, В. Пратолини, К. Леве, Э. де Филипо и др. Их произведениям присущи документализм, ощутимое лирическое “Я” писателя, который является свидетелем или участником описываемого, приемы кинематографичности.

4. Слово учителя

– После Второй мировой войны возникло художественное явление – итальянский неореализм. Его представители исповедовали простоту языка, лаконичность, доступность рассказа. Произведения неореалистов тяготели к документальному описанию реальных событий, предметом их художественного исследования стал человек социальных низов, который противостояла бездуховности окружающего мира.

Неореалисты переживали за “маленького” человека, сочувствовали ему. 70-те гг. ХХ ст. – это время расцвета и так называемого “магического реализма”, который смело объединял реалистические и символические обобщения, жизненную, даже бытовую достоверность и миф, национальную своеобразность и универсальность, рациональное, дидактическое и иррациональное, мистическое. “Магический реализм” дал миру блестящих мастеров слова, величайшим среди которых является Габриель Гарсия Маркес. Этот колумбийский писатель ошеломил художественный мир ХХ ст. своими романами, а известнейший среди них – “Сто лет одиночества”.

Обратившись к народно-мифологической фантастике, он создал фантастический мир, который переплетается с историческими реалиями латиноамериканского континента.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Проанализируйте!

– Прокомментируйте высказывание Вильяма Голдинга, английского писателя, лауреата Нобелевской премии 1983 года: “За свою жизнь я не раз был поражен и ошеломлен, узнав, что мы, люди, можем совершать друг другом…Я убеждаюсь, что человечеству больно, это и перенимает все мои мысли”.

VI. Домашняя задача

Рассказывать об основных тенденциях, жанрах мировой литературы второй половины ХХ ст.

Составить опорный конспект.

VII. Итоги урока

Интерактивное упражнение “Займи позицию”.

– Писатель Х. Л. Борхес писал: “Книга – предмет, без которого я не мыслю жизни…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы