Еврипид (ок. 480-406 до н. э.)
Последний из триады великих греческих трагиков родился на шестнадцать лет позже Софокла и умер в один с ним год. Но в отличие от своего великого собрата по ремеслу чурался общественных дел, любил уединение. Прекрасно образованный, он пробовал силы в живописи, музыке, отличался неутомимой тягой к знаниям, много читал и собирал одну из лучших для своего времени библиотек.
Общался с самыми образованными людьми, среди его друзей были философы Гераклит Эфесский и Анаксагор. Написал от 75 до 90 трагедий, но до нас дошли лишь 17, среди которых «Медея»,
Рассказывают, что однажды зрители потребовали, чтобы Еврипид выбросил какие-то места из своей трагедии. Выйдя на сцену, Еврипид заявил, что не сделает этого, ибо привык сочинять пьесы, чтобы учить народ, а не учиться у народа. В другом случае некий посредственный поэт начал похваляться, что с легкостью сочиняет за день до сотни стихов, в то время как Еврипид, по его признанию, порой всего три строчки.
На что Еврипид ответил: «Разница между
Известно, что Еврипида недолюбливали его современники, даже те, кто признавал его огромный талант. Великий комедиограф Аристофан не раз отпускал по его адресу колкие замечания. Афинянам он казался заносчивым, самолюбивым.
Но главная беда его была в том, что как мыслитель он в чем-то опередил свое время. Если Софокл был певцом расцвета афинской демократии, то Еврипид уловил в ней глубинные кризисные явления, проявлявшиеся как в политической, общественной, так и в частной жизни его сограждан.
В отличие от Софокла, создававшего образы героические, герои Еврипида — явно «сниженные», запечатленные нередко в бытовых обстоятельствах, Еврипид показывал людей «такими, какие они есть». Всего выше он ставил свободу и независимость личности, причем не ординарной, а образованной, просвещенной. Считал, что «нет ничего для государства хуже единовластия».
В своих трагедиях он обращался к проблемам нравственности, морали, рассматривал более пристально поведение человека, что позволило называть Еврипида «философом на сцене».
В своих трагедиях он выступал как знаток человеческой психологии. Если герои Софокла противостояли друг другу, то Еврипид показывал не только борьбу личностей, но и внутреннюю борьбу в душах людей. В «Медее» это трагедия ревности, Медея — антипод эгоисту и себялюбцу Ясону, в ее душе любовь к детям сталкивается с ненавистью к предавшему ее мужу, желанием ему отомстить. В «Ипполите» («трагедия любви») противопоставление веселого, жизнерадостного Ипполита и страдающей Федры дополнено изображением мучительной борьбы в душе Федры.
Уязвленное самолюбие из-за отвергнутой любви соединяется с чувством стыда и ненависти к Ипполиту.
У Еврипида наблюдается дальнейшее развитие самого построения трагедии. Снижается роль хора, миф играет уже лишь роль как бы оболочки сюжета, в который нередко вводится сложная интрига; диалоги весьма искусно построены. Замечательной особенностью трагедий Еврипида стал пафос, т. е. особое психологическое состояние героя: радость, отчаяние, сомнение, горечь. Это создавало особую эмоциональную атмосферу в спектакле.
Важен в трагедиях Еврипида и бытовой элемент, его герои озабочены семейными, повседневными заботами. Не в полной мере понятый современниками, Еврипид сделался любимым драматургом у последующих поколений. Дальнейшее развитие драмы было им предугадано: ее особенностью стало погружение во внутренний мир человека, его психологию.
Жан Расин использовал сюжет «Ипполита» для создания своей трагедии «Федра», одного из самых, пожалуй, замечательных достижений французского классицизма.