«Диалектика души»главного героя повести Л. Н. Толстого «Юность»*
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н. В. Гоголь «Мертвые души»)
Вступительное слово учителя
«История души человеческой», то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в «я» героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского. Среди этих имен имя Л. Толстого
— Каким вы представляете себе Л. Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), » После бала«)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального
Вторая часть «Юности» — «Молодость» — так и не была создана, хотя ее планы сохранились в бумагах Л. Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).
«История души человеческой» (наблюдение за психологией отдельного человека), изображенная Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л. Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л. Толстого, по мнению Н. Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл «диалектику души» («…психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л. Толстого Ап.
Григорьев определил как «музыкальное начало».
— Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком работаем в течение всего урока.
— В чем вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?
Еще М. Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что «история души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собой…» Метод Л. Толстого — это метод своеобразного «наложения»: «я» — шестнадцатилетнего юноши и «я» — взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот прием дает ощущение целостности и глубины картины.
— Покажите на примерах «движения души» главного героя (гл. II, XVI): «я» юноши (главы II, III, конец главы ХIII); «я» взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX) .
Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.
— Что герой считает началом юности? (Глава I.)
«Добродетельные мысли» о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию». Он стремится «прилагать эти мысли к жизни».
— Как он оценивает самого себя на пороге взросления?
Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению — отвращение к самому себе («благородного ничего не было»), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.
— Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чем состоит его следование идеалу? (Глава III.)
Безупречные мечты: «…Все мне говорило про красоту, счастье и добродетель… Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».
— Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)
Поэтика Л. Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба.
Можно говорить о психологизме пейзажа Л. Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи — красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)
— Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.
Прав Ю. М. Лотман, считающий, что «дом для дворянского дитяти — это целый мир: культура, образование, воспитание». Наглядный тому пример — таинство обедов у Иртеньевых.
— Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)?