“Диалектика души” в произведении Л. Н. Толстого “Юность”

Повесть Льва Николаевича Толстого “Юность” с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего “я”, мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева. Повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем. Возникает ощущение, что именно тебе Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о событиях, происходящих в его жизни, о своих мыслях, настроениях и намерениях. “Юность” написана в форме автобиографической

прозы.

На мой взгляд, именно это облегчило Толстому задачу написать картину внутренних движений человека. Ведь Лев Николаевич, по словам Чернышевского, “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”.
В начале повести Николай объясняет, с какого момента для него начинается пора юности. Она наступает с тех пор, когда ему самому пришла в голову мысль о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Николаю 16 лет, он “поневоле и неохотно” готовится к поступлению в университет. Его душу переполняют размышления о смысле жизни,

о будущем, предназначении человека.

Он пытается найти свое место в окружающем обществе, стремиться отстоять свою независимость. Преодолеть “привычные” взгляды, тот образ мыслей, с которым постоянно соприкасается. “Мне казалось так легко и естественно оторваться от всего прошедшего, переделать, забыть все, что было, и начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова, что прошедшее не тяготило, не связывало меня”
Николай находится в том возрасте, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире и свое единство с ним и, в то же время, осознание своей индивидуальности. В университете Иртеньев становится человеком определенного социального круга, и его пытливость, склонность к самоанализу, анализу людей и событий приобретает еще более глубокий характер. Он чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. Николай сближается со студентами-разночинцами, хотя его и раздражали их внешний вид, манера общения, ошибки в языке, но он “предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними”.

Он приходит в конфликт сам с собой, так как его также привлекают и манят “прилипчивые нравы” светского образа жизни, навязанные аристократическим обществом. Его начинает тяготить осознание своих недостатков: “Меня мучит мелочность моей жизни… я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь”, “я трусил сначала… – стыдно…”, “… разболтался со всеми и без всякой причины солгал…”, “заметил при этом случае за собой еще много тщеславия”.
Я считаю Николая способным к нравственному развитию. Само предназначение человека – нравственное развитие, которое он поставил своей целью, его склонность к самоанализу говорит о его богатых внутренних задатках, о его стремлении к самосовершенствованию, правде, добру и справедливости. Об этом свидетельствует его разочаровании в своем comme il faut. “Так что же было та высота, с которой я смотрел на них…

Да уж не вздор ли все это? – начинало мне глухо иногда приходить в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному, молодому веселью, которое я видел перед собой”.
Дружба с Дмитрием Нехлюдовым играет огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева. Именно благодаря беседам со своим другом молодой человек начинает понимать, что взросление – не простое изменение во времени, а медленно становление души. Их искренняя дружба – необходимое следствие и строгих нравственных запросов, и высоких умственных взлетов, “когда, возносясь все выше и выше в область мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее…”.
Л. Н. Толстой на примере Николеньки Иртеньева рисует не только влияние среды, но и отталкивание от нее, преодоление привычного, устойчивого. Оно выражается не в форме конфликта, а в виде постепенного формирования собственного взгляда мир, нового отношения к людям. Подробно описывая мысли и чувства молодого человека, писатель показывает возможности юного героя, возможности человека в его противостоянии среды, его духовном самоопределении.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Диалектика души” в произведении Л. Н. Толстого “Юность”